Плетенка для троллинга
Знаешь счет, так и сам сочтешь, леска для троллинга
Троллинг – вид рыбной ловли на спиннинг с применением воблеров или блесны в качестве приманки с плывущей моторной лодки или катера.
Ловят троллингом лососёвых рыб, щук, судака, сома и т. д. в основном активную рыбу, готовую преследовать добычу и атаковать.
Это прежде всего морская рыбалка, и ловля на больших реках и водоёмах. Преимущество троллинга в том, что возможно обловить большую территорию, отыскать место обитания хищной рыбы и использовать для этих целей сразу несколько удилищ.
Если рыбачите на реке или озере, то троллингом можно первоначально произвести разведку, нащупать где в данный момент находится рыба, а затем уже начать её ловить на обыкновенный спиннинг, как говорят «в заброс».
Так как условия такой ловли имеют существенные отличия от обыкновенной рыбалки, то следует обратить внимание на подбор снастей, наиболее соответствующих такой динамичной нагрузке.
Необходимость выбора
Леска является одним из основных компонентов, обеспечивающих успешную рыбалку при троллинге.
Мнения рыбаков, как всегда расходятся, одни отдают предпочтения плетеным шнурам, другие находят положительные стороны в использовании монофильной лески. Оба варианта имеют право быть, так как сильные стороны есть и у той и у другой.
Монофильная леска
Одно из основных неоспоримых качеств монофильной лески —растяжимость будет значительно помогать при вываживании и гасить динамичные рывки. Так как троллингом зачастую ловят агрессивную рыбу, готовую догонять приманку, то и поклёвка у неё будет достаточно жёсткая. Растяжимость монофила сыграет положительную роль.
Цена монофильной лески меньше, а для троллинга это особенно актуально. Ведь удилищ крепят на катер несколько (8 — 10 штук), для каждого потребуется не меньше 300 метров лески, и это значительно отразится на бюджете. Даже если вы ловите всего на 3 — 4 спиннинга и лески крепите около 200 метров, всё равно много.
Выбирая диаметр для монофила, вы должны ориентироваться на диапазон 0.35 —0.4 мм. Леска, толще 0,5 будет препятствовать игре приманки. Но ещё на выбор диаметра будет влиять течение, там, где оно сильнее он будет выше.
Использование троллинговых снастей подразумевает наличие пластмассовых прищепок, которые с использованием плетеных лесок изнашиваются быстрее.
Плетеный шнур
Приверженцы плетеной лески также находят множество аргументов для её применения в троллинге.
Если вы остановились на плетеном шнуре, то он не должен быть супертонким. При хорошем зацепе воблера за препятствие на дне, прибавьте сюда натяжение, создаваемое движением катера, тонкая плетенка порвётся быстрее.
На выбор размера плетеной лески будут влиять те задачи, которые вы попытаетесь решать, или, вернее сказать, на какую рыбу вы нацеливаетесь, но выбор будет в пользу более толстого диаметра. Касаемо плетенки этот диаметр будет находиться в диапазоне 0,19-0,23, хотя в плетенке всегда лучше ориентироваться на разрывную нагрузку и она должна быть не меньше 10 кг.
Если вам удастся избежать зацепов, то в принципе срок службы плетенки будет значительно дольше.
В то же время тонкая плетенка будет, согласно закону физики, выталкиваться водой, воблер не сможет опуститься достаточно глубоко.
Покупать троллинговую леску надо сразу в большой размотке. Размотка в 50 или 100 метров в этом случае будет неуместна.
Независимо от того какую леску используете, возьмите за правило осматривать её перед каждой рыбалкой на предмет потёртостей или механических повреждений.
Поводок
Помимо основной лески необходим и поводок.
Безусловно, выбор поводка должен соответствовать задачам, которые ставятся на каждой конкретной рыбалке. Если идёт ловля на щуку, то поводок ставят металлический или кевларовый. Для ловли лосося подойдет поводок из гибридной лески Spider Carboline.
Счетчик лески
Для того чтобы определиться с величиной заглубления воблера, надо знать какое количество лески размотать, а с 300-метровой длиной сделать это можно только ориентируясь на счётчик.
Этот прибор устанавливается на удилище только с мультипликаторной катушкой.
Работает он просто: леска проходит через ролик и прибор показывает её количество. Затем простым нажатием кнопки цифры обнуляются. Вот некоторые модели таких счётчиков:
- Rapala RLLC – с подсветкой.
- TLC1 (Kosadaka) – счетчик имеет подсветку.
- Salmo.
- Shakespeare ALPHA.
Количество лески
Количество отпускаемой лески при ловле троллингом должно быть ровно такое, чтобы приманка, воблер, шла на нужной вам глубине.
Меньшая длина будет выдёргивать приманку в верхние слои водоёма и даже заглубители не смогут его опустить на нужный горизонт. В то же время избыток создаст парусность и как это ни парадоксально, леска с приманкой также будет уходить наверх.
Количество лески будет зависеть от скорости катера и каждый раз другим, определяемое на каждой рыбалке опытным путём.
Несколько моделей
Если говорить о линейках и производителях, то приобретая монофильную леску можно ориентироваться на Trolling Line.
- Такая серия есть у японской компании Momoi Fishing, прозрачная или оранжевая.
- Зелёную производит бренд VARIVAS.
- ULTRON Trolling PRO (Япония) – профессиональная монофиламентная леска.
Из плетеной лески подойдут плетеные шнуры PE японских или других производителей:
- Power Pro Multicolor–специальная троллинговая плетенка, размеченная под этот способ ловли.
- FireLine Crystal–американский шнур от Berkley Mystic
- Troll Hunter MultiColor–троллинговый шнур.
- Sufix MATRIX PRO—подходящий шнур для троллинга.
- Sunline D-1 Hybrid PE —в этом шнуре сбалансированы жёсткость, прочность, удельный вес.
Народная примета: Если комары вьются столбом, ждите хорошую погоду!
Какой должна быть снасть для троллинга
После того как ваша лодка оборудована всем необходимым для борьбы с речным или морским хищником стоит задуматься о выборе снасти для троллинга. Условия и характер троллинговой ловли накладывает определенный отпечаток не только на выбор лодки, двигателя и приспособлений. Подбор правильного спиннинга для троллинга – важнейший момент, к которому нужно подойти со всей ответственностью.
Начинать собирать спиннинг для троллинга нужно собственно с самого удилища. Стоит понимать, что в отличие от обычного кастингового спиннинга для троллингового спиннинга не столь важна легкость и эстетика снасти, дальность и точность заброса, а также тест и строй. Хотя на последние параметры все же стоит обратить внимание, об этом дальше. Главной характеристикой является мощность и неубиваемость.
Качественное тролловое удилище обычно имеет усиленный комель, мощные кольца и крепеж катушки. Тестовые характеристики обычно выражаются в диаметре шнура (лески), которая может использоваться с данным удилищем. Средний диапазон диаметров лески для пресной воды 0.14-0.20, а для моря или целенаправленной ловле сома от 0.17 до 0.4 и больше. Общепринятый и понятный тест такого удилища будет в диапазон от 40 до 150 грамм и более. Чем крупнее приманки и сила течения, тем мощнее должно быть удилище. Короче говоря, аскетичная мощная палка без излишков, которая может сдержать мощные рывки крупной рыбы.
Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.
Длина удилищ колеблется в диапазоне 1.90- 3.50 метра. Усредненным оптимальным вариантом по общему мнению многих троллингистов является длинна спиннинга 2-2.5 метра. Стоит использовать удилища разной длины. Одно для ближнего боя длиной метра 2, второе для дальних дистанций вплоть до 3-х метров. Это даст преимущество в маневренности и удобстве. Из производителей хороших тролловых палок стоит отметить Salmo, Daiwa, Balzer и другие. В любом случае перед покупкой лучше пойти потрясти палочкой, – не покупать наобум.
Удилище выбрано. Следующим важнейшим элементом снасти, от которого во многом будет зависеть результат рыбалки является катушка для троллинга. Всем адептам кастинговой снасти при выборе катушки на троллинговую снасть стоит забыть о мясорубках. Руководствуясь задачами, которые должна выполнять хорошая троллинговая катушка стоит остановить свой выбор на качественном мультипликаторе.
Катушка для троллинга должна обладать такими качествами:
- Прочная и надежная конструкция без излишков. Надежность превыше всего. Условия в троллинге априори тяжелее, чем рыбалка с берега.
- Катушка должна выдерживать постоянную нагрузку на шпулю, фрикционный тормоз и остальные конструктивные элементы. Снасть постоянно находится под напряжением.
- Тонкая настройка фрикциона. Приманка не должна сматывать шнур со шпули, но в то же время даже небольшая рыба должна свободно стягивать шнур с катушки.
- Большой запас лески (шнура) на шпуле. Тут понятно. Акватории большие, хищники мощные.
- Способность выдержать и сгладить резкие рывки рыбы, зацепы приманки. Чтобы не сломать снасть и не потерять трофей.
- Желательно чтобы катушка была с датчиком количества сброшенного шнура. Очень удобно контролировать на каком расстоянии от лодки, и на какой глубине идет приманка.
Как легко догадаться ни одна безинерционная катушка не наберет и трех пунктов из шести. Потому однозначно выбираем мультипликатор! Не рекламы ради, а из собственного опыта отмечу, что отлично показали себя мультипликаторные катушки Abu Garcia и Daiwa. Например, серия Ambassadeur от Abu или Daiwa T3 Ballistic.
После того как катушки куплены и установлены на удилище, перед начинающим троллингистом возникает актуальный вопрос – “Шнур или леску использовать для троллинговой снасти?”
Однозначного мнения, а значит и ответа, нет. Не будем претендовать на истину в последней инстанции, просто отметим недостатки и преимущества лески и шнура. А делать выводы – удел каждого отдельного рыболова.
Итак, рыболовы, которые ратуют за леску мотивируют это тем, что –
- Леска растяжима, а шнур нет. Из этого следует, что если снасть оснащена шнуром, то будут частые сходы рыбы и обрывы приманок, так как только растяжение, которое присуще леске амортизируют первоначальный импульс от рывка или зацепа. Строго говоря, шнур не сможет так эффективно погасить усилия рыбы, как это сделает леска.
- Подводные препятствия, песок, ракушечник, а также части оснастки, которые крепятся на клипсах, подвергают леску гораздо меньшему износу, чем шнур.
- Леска менее заметна в воде, а значит, не так отпугивает рыбу.
- Усредненная цена лески меньше, чем у хорошего шнура.
Приверженцы шнура в свою очередь настаивают:
- Леска растяжима, а шнур нет, что как не смешно уже преимущество. Шнур позволяет более четко и быстро реагировать на поклевку рыбы, особенно на дальнем расстоянии от лодки.
- При одном и том же диаметре с леской шнур, безусловно, в разы прочнее
- Многие современные шнуры гораздо устойчивее к абразивному воздействию, чем леска.
- Шнур не так перекручивается, как леска. Особенно при использовании доджеров, флешеров и вращающихся блесен.
- Со шнуром можно (как и с леской в принципе) использовать флюорокарбоновый поводок.
Личное мнение каждого, на чем остановится. Имеет место быть и леска и шнур. Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете идеальный вариант именно для ваших условий лова.
Отметим только общие моменты, которые необходимо учитывать. Разрывная нагрузка и соответственно диаметр шнура (лески) должны соответствовать снасти, в общем, и катушке в отдельности. Эти параметры указываются и на троллинговом удилище и на мультипликаторе. Тут ничего выдумывать не нужно, производитель знает лучше нас.
Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.
Снасть почти готова. Осталось дело за малым. Подобрать фурнитуру (карабинчики, вертлюжки, застежки, безузловки) и поводок для троллинга. Зачастую рыболовы мало обращают внимания на этот самый дешевый элемент оснастки. А потом мучительно больно наблюдают, как трофейный хищник разгибает некачественную застежку или в лохмотья разрывает поводок.
Совет так же прост, как и идеален. Используйте качественную фурнитуру известных производителей. Мощностные характеристики которых не будут уступать другим элементам снасти. Этот совет особенно актуален для троллинговой снасти, где нет мелочей. Слабых звеньев быть просто не должно!
Если крючки на приманках, то только качественные японские Owner, Decoy.
Карабинчики, вертлюги, заводные кольца все те же Owner или на худой конец VMC.
Материалы для поводков используют или прочные качественные флюорокарбоновые диаметром 0.4-0.8 мм в зависимости от размера предполагаемого хищника. Или из поводковых материалов, которых сейчас великое множество на рынке. Главное соизмерить общую разрывную нагрузку поводка с прочностью основной снасти.
Длина поводка должна быть метра два. Этого достаточно и для того, чтобы защитить основную снасть от повреждений о дно и от зубастой щуки.
Теперь вы почти готовы выйти на бой с трофейным хищником. Лодка оборудована по последнему слову техники, снасти собраны и размещены в крепежах, осталось собрать первую коробку с приманками и можно отправляться в путь. Но о приманках поговорим в следующей статье.
Мои снасти для «дорожки» и для троллинга
Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.
Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете – работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».
Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.
Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» – по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги – я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость – от 2 максимум до 6 – 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 – 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.
И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное – это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.
А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.
На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина – чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.
При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую – предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.
Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг – и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» – кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.
В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко – и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей – я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.
Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление – разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.
И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».
Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один – два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов – ан нет, их довольно много.
Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 – 3 и до 10 – 15 м, а может – и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.
Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.
Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 – 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.
И это всё, не тормозя лодку – нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 – 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» – и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.
А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело – поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие – и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).
Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю – он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».
Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.
К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.
Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 – 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.
Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.
При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.
Какую лучше выбрать плетенку для троллинга? Практичные советы.
Ловля хищной рыбы троллингом становится все более популярной во всем мире и в нашей стране, поскольку подобная рыбалка дает возможность поймать рыбу в условиях, когда другие виды ловли малоэффективны.
Троллинг – это буксировка одной или нескольких приманок за оснащенным мотором плавсредством. Плетенка для троллинга – это элемент снасти, который выполняет важную роль в процессе ловли, поэтому к выбору плетенки следует относиться ответственно.
Почему важно грамотно подобрать шнур
При ловле троллингом плетенка выполняет следующие функции:
- определяет степень заглубления приманки;
- дает возможность отпустить приманку на нужную дистанцию;
- помогает почувствовать или визуально определить поклевку;
- дает возможность выполнить эффективную подсечку;
- помогает рыболову справиться с добычей в процессе вываживания.
При выборе плетенки для троллинга определяющими являются два критерия:
- Максимальная прочность при минимальной толщине.
- Длина размотки шнура, намотанного на шпулю.
Прочие особенности плетенки, а именно, ее износостойкость, гладкость, мягкость или жесткость, цвет и т.п. также важны, но не являются определяющими.
Грамотно подобранный шнур обеспечит троллингисту рыбалку, на которой он сможет наслаждаться всеми нюансами ловли и не думать о неприятных моментах, которые гарантированы, если шнур выбран неграмотно. А такими неприятностями могут быть:
- обрывы приманок на зацепах, если прочность шнура рассчитана неверно или не соответствует заявленной его производителями;
- потери приманок и добычи при подсечках и в процессе вываживания, в случае если шнуру присущи вышеуказанные недостатки;
- недостаточное заглубление приманок;
- запутывание шнура;
- ослабление шнура при контактах с дном, обладающим абразивными свойствами;
- перетирание шнура в местах крепления прищепок для планеров или даунриггера, если шнур имеет низкую абразивную устойчивость;
- сложность определения отпуска приманок, если шнур имеет однотонную окраску, а мультипликаторная катушка не снабжена счетчиком лески.
Критерии плетеного шнура
Толщина
Любому рыболову ясно, что чем тоньше шнур и, в то же время, крепче, тем лучше. Но чудес не бывает. Всегда приходиться идти на компромисс. Слишком толстый шнур способен вырвать приманки из объятий подводных коряг, пусть даже ценой разогнутых крючков, но он не позволит приманкам (особенно это касается воблеров) заглубиться на нужный уровень. Поэтому необходимая для ловли толщина и разрывная нагрузка, как ее производная, определяются следующими условиями ловли:
- Ловля на акватории, лишенной каких-либо придонных зацепов с одним, двумя или несколькими спиннингами, незакрепленными на тарге (устройство для крепления троллинговых удилищ), когда спиннинг держат в руке – плетенка минимально допустимой толщины, поскольку после остановки двигателя с помощью спиннинга и катушки рыболов способен успешно доставить рыбу на борт, пусть и немного помучившись с вываживанием.
- Ловля на акватории без зацепов, но с удилищами, закрепленными на тарге – шнуры с более высокой разрывной нагрузкой и, соответственно, толщиной, а также с повышенной ударной нагрузкой, возникающей в моменты резких перегрузок, таких как рывки рыбы, причем к сопротивлению добычи добавляется скорость движения плавсредства, поскольку на подобной рыбалке двигатель во время вываживания не останавливают. При поклевках таких перегрузок не возникает, так как рыба засекается сама и в момент поклевки ударная нагрузка нейтрализуется спиннингом и фрикционом катушки.
- Ловля в местах, богатых зацепами. В ущерб максимально возможному заглублению используются толстые прочные и износостойкие шнуры, а для того чтобы приманка шла в нужном слое воды, используют специальные заглубители.
Диаметр
Диаметр – это условная величина, которая указывается на шпулях с плетенкой. Условная она потому, что ни один шнур не может иметь идеально круглое поперечное сечение. Тем не менее, величина диаметра выполняет полезную функцию в двух случаях:
- Когда требуется сравнить шнуры одного наименования.
- В обсуждениях в среде рыболовов, поскольку при упоминаниях плетенок от разных производителей принято ссылаться все же на диаметр, а не на другие характеристики.
Также полезен диаметр, когда приходится выбирать шнуры для ловли конкретного вида рыб. Беря усредненные для разных брендов значения данной величины, можно порекомендовать шнуры следующих диаметров:
- для окуня – 0.1-0.2 мм;
- для судака – 0.13-0.2 мм;
- для средней щуки – 0.15-0.2 мм;
- для крупной щуки – 0.2-0.3 мм;
- для сома – 0.3–0.4 мм и более;
- для морского троллинга (тунец, марлин) – 0.4 мм и более.
Надо сказать, что для ловли троллингом лосося шнур не используют, поскольку эта рыба негативно реагирует на заметную в воде плетенку, а, кроме того, совершает такие рывки, что нерастяжимый шнур часто не справляется с ударными нагрузками.
Цвет никоим образом не влияет на уловистость, но важен для комфортной ловли. Если катушка не снабжена счетчиком лески, то удобно использовать многоцветный шнур, каждые пять или десять метров которого окрашены в разные цвета.
Флюоресцентный шнур удобен при ловле в сумерках или ночью.
Лодки Викинга
Форум о самых стремительных катерах
Плетенка и др. фурнитура для троллинга
- Обычная ссылка:BB-код:HTML-код:
Плетенка и др. фурнитура для троллинга
Сообщение vislobruh » 03 фев 2016, 16:51
Добрый день Господа -товарищи.
Здесь тоже предпочтения у всех разные,напишу свои.
Плетенку под катушки без счетчика лучше использовать разноцветную “Multicolor”(бывают разные цветовые отрезки и по 5м и по 10м,может и другие есть, но мне не попадались)
Размотка в идеале 200м ,можно и 150м(на катушку размера 4000-5000 входит),бекинг (подмотка) при троллинге не обязательна, дальний заброс не нужен.
Использую в основном японскую 4-х жильную (8-ми жильная здесь не к чему,да и дорогая она), таких фирм, как YGK ,Duel,Sunline ,да в общем любая Япония, еще не плохая Power Pro Deep Hunter (но найти здесь не поддельную сложно) и цена Прошки уже как Япония.
Толщина в основном по японским размерам 2.0 – 2.5 (нагрузка 10-13кг), это примерно по Пауер про 0,15-0,17 , но на вид Япония тоньше.
К примеру Воблер Rapala Deep Tail Dancer 11 на отпуске 40-45м на японской плетенке 2,0 идет на глубине 8-8,5м , а на 0,15 Прошке до 7,5 м не дотягивает,при прочих равных условиях,не говоря про японские воблеры, которые еще более критично реагируют на толщину лески.
Дешевая китайская Spectra при одинаковой разрывной нагрузке вдвое толще, и после первой рыбалки начинает рваться не на узлах.
Хотя на Рыбинке много людей встречается ,которые используют такой канат
Так как на Рыбинке,почти везде много коряг облепленных ракушками,то поводки лучше использовать длинной 1-1,2м,и даже при этом,следить за последними метрами плетенки у приманки.
Перепробовав множество разных поводковых материалов,остановились на американском AFW 1х7, ( покупаем здесь http://www.sinkers.ru/index.html ) фурнитура у них японской фирмы Owner.
Еще не маловажная деталь ,заводные кольца для крючков на воблере, их лучше сразу поменять на разгибаемые под определенной нагрузкой,это позволит сохранить воблер при глухом зацепе, если даже отцепом не получается его поднять,или при сильном волнении,когда отцепом работать не удобно.
Хотя такая замена может стать виной схода трофейного экземпляра за 10кг, что ,согласитесь, крайняя редкость.
Вертлюжки желательно использовать на подшипнике (см. картинку)
Так же и застежки лучше использовать хороших производителей,а если уж и китай,то такие как на картинке в рамках.
Отцеп используем такой как на картинке,в 80% помогает.
Источники:
http://kakulov.ru/snasti/znaesh-schet-tak-i-sam-sochtesh-leska-dlya-trollinga/
http://tytkleva.net/kakoy-doljna-bit-snast-dlya-trollinga.html
http://sfish.ru/page/moi-snasti-dlja-dorozhki-i-dlja-trollinga
http://klevyj.com/spinning/leska/pletenka-dlya-trollinga.html
http://forum.savaviking.ru/viewtopic.php?t=141