13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Якорь матросова фото

Содержание

Корабельные якоря. Якорь Матросова: особенности конструкции

Казалось бы, что можно рассказать о якоре? Простейшая, на первый взгляд, конструкция. А ведь он играет огромную роль в жизни корабля. Главная задача якоря – надёжно привязать судно к земле, где бы это ни было: в открытом море или у берега. Моторная лодка или яхта, круизный лайнер или многотонный танкер – безопасное движение по морским просторам для любого судна зависит от надёжности якорей.

Якорные конструкции видоизменялись на протяжении сотен лет. Надёжность, простота использования, вес — каждый параметр проверяло на практике само море, отсчитывая морские мили. Большинство якорей носят общие названия: адмиралтейский, ледовый, плуг, кошки. Но существуют якоря, названные в честь их создателей. Среди изобретателей надёжных конструкций звучат фамилии: Холл и Матросов, Дэнфорт, Брюс, Байерс, Болдт.

«Цепи якорей звенят в порту…», или Судовая роль якоря

Якорь должен обеспечивать безопасную стоянку судна, корабля, катера или яхты на рейде и в открытом море. Кроме того, якорь играет огромную роль в решении и других задач:

  • Ограничивает подвижность судна во время швартовки к другому судну или причалу при неблагоприятных погодных условиях, сильном течении, проведении погрузочных работ.
  • Позволяет совершить безопасный разворот на ограниченном пространстве (например, в узкой гавани).
  • Может быстро погасить инерцию и остановить судно, когда грозит столкновение.
  • Помогает снять с мели судно силами экипажа.

Части якорной конструкции (цепи, клюзы) иногда используют при буксировке.

Ситуации, когда используется якорь, можно условно разделить на две группы.

Первая группа — для аварийного использования: в ситуациях, когда якорь должен удержать корабль при максимальном значении силы ветра и волнения на море.

Вторая группа — для повседневного использования: при кратковременной остановке в хорошую погоду

Строение якоря

Носовая часть корабля – место, где размещается якорное устройство. Дополнительную якорную конструкцию устанавливают на корме крупнотоннажных судов, ледоколов и буксиров. Такая конструкция включает в себя непосредственно якорь, якорную цепь или канат, цепной ящик, устройство, с помощью которого прикрепляют якорные цепи к корпусу корабля, клюз, стопор, а также шпиль и брашпиль, с помощью которых отдают и поднимают якорь.

А из чего состоит сам якорь, в стальных лапах которого находится безопасность судна, экипажа и пассажиров, находящихся на борту?

Якорь – это особая конструкция (сварная, литая или кованая), которая опускается на дно и удерживает судно с помощью якорной цепи или каната. Она состоит из нескольких элементов:

Веретено (продольный стержень) с якорной скобой в верхней части — с помощью этой скобы якорь прикрепляют к цепи;

Лапы и рога, которые прикрепляются к веретену неподвижно или на шарнире.

У якорей, имеющих шток, в верхней части веретена устанавливается поперечный стержень, усиливающий держащую силу.

Якорные конструкции: назначение, тип

По назначению корабельные якоря бывают:

  • Вспомогательные: анкеры, верпы, дреки, кошки, ледовые. Роль вспомогательных якорей – помогать становым в определённых ситуациях: при посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке, для снятия судна с мели, удержания судна у кромки ледового поля.
  • Становые: на каждом судне их должно быть 3 (2 в клюзах, 1 – на палубе).

По способу забора грунта делятся на две группы.

В одну группу входят якоря, которые забирают грунт (т. е. зарываются в него) одной лапой. В первую очередь сюда относят адмиралтейский якорь.

В другую группу объединены якоря, забирающие грунт двумя лапами: якоря Холла, Байерса, Болдта, Грузона-Хейна, Матросова.

Становые якоря должны соответствовать следующим критериям:

  • прочность;
  • быстрая отдача;
  • хороший забор грунта;
  • лёгкое отделение от грунта при подъёме;
  • удобный крепёж в положении «по-походному».

Один из самых важных критериев — большая держащая сила, то есть максимальное усилие, измеряемое в килограммах, при воздействии которого якорь не выйдет из грунта и сможет удержать судно «на привязи».

Якорь-«адмирал»

Адмиралтейский якорь по праву можно считать ветераном среди корабельных якорей. Это едва ли не единственный представитель конструкций, имеющих шток. Несмотря на то что на смену ему пришли более современные и надёжные модели, он по-прежнему выполняет свою судовую роль во флоте. Это объясняется универсальностью конструкции.

Проверенное столетиями строение адмиралтейского якоря лаконично: неподвижные лапы и рога отлиты или выкованы вместе с веретеном и составляют с ним единое целое, без дополнительных механических элементов. Шток – деревянный или металлический. Его задача – помогать быстрому забору грунта и правильному ориентированию якоря, цепляющегося за дно.

Сама конструкция компактно складывается: шток укладывается вдоль веретена, а в современных моделях могут складываться и лапы. Это упрощает хранение и транспортировку якоря во время морского похода.

К преимуществам относится и большая держащая сила (её коэффициент равен 10-12), которая выше, чем у многих «собратьев» с таким же весом.

«Адмирал» способен справиться с любым грунтом: ему не страшны ни крупные камни, среди которых нередко застревают его «коллеги», ни коварная податливость ила, ни толща подводных водорослей.

К недостаткам флотского старожила можно отнести громоздкость и объёмность, трудоёмкость в обращении – это приводит к тому, что его хлопотно крепить в походное положение и нельзя быстро отдать. Якорь выковывают из железа с предъявлением жёстких требований к качеству материала и изготовления – это приводит к его высокой стоимости.

Шток зачастую выходит из строя: железный гнётся, а деревянный повреждают моллюски, он хрупок и недолговечен.

При погружении в грунт одна лапа торчит, представляя на мелководье угрозу для судов, а за выступающий над грунтом рог может зацепиться и запутаться якорная цепь.

Якорь Холла

В 1988 году англичанином Холлом был запатентован якорь, названный его именем. Этот якорь тоже считается флотским ветераном, только бесштоковым. Конструкция состоит из веретена и двух лап, отлитых вместе с коробкой.

Лапы в этой конструкции необычны: имеют плоскую форму, качаются и могут поворачиваться на оси.

Коробка и лапы утяжелены приливами с утолщениями в виде лопаток. Их задача – поворачивать лапы, заставляя их уходить в грунт на глубину, которая может в 4 раза превышать длину самих лап. Это особенно важно, если грунт слабый и необходимо сильно заглубиться, чтобы достичь прочного основания.

Неоспоримыми плюсами якоря Холла считаются достаточно большая держащая сила, быстрая отдача (его можно отдавать на ходу, причём, такой способ отдачи даже помогает максимально заглубить лапы) и удобная уборка в клюз.

На мелководье он не опасен для других судов, так как лапы плашмя лежат на грунте, запутывание якорной цепи или каната вокруг лап исключено.

К минусам конструкции относят ненадежность крепления якоря на разнородном по составу грунте при возникновении вращающего момента или во время стоянки на открытом рейде при изменении направления ветра или сильном течении, когда якорь начинает ползти рывками. В этом случае при сильном рывке якорь выскакивает из грунта, а затем вновь углубляется благодаря лопатам, которые успевают нагрести бугор из грунта. Это объясняется слишком большим расстоянием между лапами. Кроме того, шарнирную коробку может заклинивать, когда в неё набирается песок или мелкая галька.

При втягивании в клюз при уборке якоря лапы не всегда могут самостоятельно принять необходимое положение из-за не очень удачного расположения центра тяжести.

Якорь Матросова

Этот якорь является одной из наиболее современных конструкций с повышенной держащей силой. Созданный советским инженером И. Р. Матросовым в 1946 году, он вобрал в себя достоинства и устранил недостатки, присущие лапам двух типов якорей: с неподвижными лапами (таких как адмиралтейский) и с поворотными (якорь Холла).

Конструкция якоря такова: веретено, лапы, боковые штоки, якорная скоба.

В системе Матросова широкие поворотные лапы почти вплотную приближены к веретену и находятся настолько близко друг от друга, что во время зарывания в грунт начинают работать, как одна большая лапа. Площадь каждой из них больше, чем в других якорных конструкциях. Вместе с лапами отлит шток с боковыми приливами. Шток смещён вверх по отношению к оси вращения веретена. Его задача – защитить якорь от опрокидывания и увеличить держащую силу, погружаясь в грунт вместе с лапами.

Достоинствами конструкции являются устойчивость при волочении по грунту, большая удерживающая сила даже на мягких песчано-илистых грунтах и в камнях, сравнительно небольшой вес и удобство втягивания в клюз во время уборки. При развороте судна на 360 0 держится уверенно.

Есть у конструкции и свои недостатки. На плотном грунте на начальном этапе заглубления якорь неустойчив. Если лапы вывернулись из грунта, повторно они в грунт не входят, и якорь продолжает ползти. Пространство между лапами у веретена настолько узкое, что часто забивается грунтом – это не даёт лапам возможности свободно отклоняться.

Читать еще:  Тент на лодку

Производство

Якорь Матросова выпускается в двух вариантах:

  • сварной (сварная лапа)
  • литой полновесный (литая лапа)

Технический стандарт для якоря Матросова — ГОСТ 8497-78. Он применяется для якорей, которые используют на надводных судах, кораблях и плавсредствах внутреннего плавания.

Технические характеристики и параметры определяются массой (весом якоря)

Сварной якорь

Сварной якорь Матросова изготавливают массой от 5 до 35 кг из нержавеющей стали или из стали с анодированным покрытием или с покрытием краской.

Якоря, покрытые краской, требуют дополнительного ухода (зачистки от ржавчины и покраски), так как краска быстро обдирается грунтом. Анодное покрытие более стойкое, но тоже подвержено физическому воздействию при контакте с грунтом. Самые стойкие из сварных конструкций – якоря, сваренные из нержавеющей стали.

Литой якорь

Литые якоря Матросова изготавливают массой от 25 до 1500 кг.

Их, как правило, отливают из чугуна и покрывают анодным напылением или краской.

Якорь Матросова литой в опытном варианте с успехом был опробован на морских промысловых судах в эксплуатационных условиях. Преимущества его перед якорем Холла оказались бесспорными.

А какой лучше?

Учитывая большое разнообразие корабельных якорей, невозможно ответить однозначно на вопрос о том, какая конструкция лучше.

Однако многочисленные испытания на определение величины держащей силы на различных типах грунта показали, что якорь Матросова в 4 раза превосходит адмиралтейский и Холла при равной массе.

Якорь эффективен для использования на судах внутреннего плавания, речных судов, катеров и яхт. На судах морского флота практикуется его использование в роли вспомогательного.

Как сделать якорь для надувной лодки из ПВХ своими руками

Приобретение надувной лодки – приятный момент в жизни каждого рыбака и охотника. Однако во время эксплуатации маленького судна возникает ряд проблем, связанных с инвентарем. Чаще всего неурядицей становится якорь. Если он изготовлен из свинца, надувная лодка его может просто не выдержать. Поэтому нужно использовать более легкие материалы. Можно приобрести готовый якорь, а можно использовать самодельный. В этой статье вы узнаете, как сделать якорь для лодки из ПВХ своими руками.

Предназначение

Безопасность людей, находящихся в лодке, необходимо обеспечивать любыми доступными средствами. Этого невозможно достичь без якоря. Особенно такое средство актуально во время зимнего сезона, когда падение в воду может быть не только неприятным, но и опасным.

Якорь выполняет ряд важнейших функций:

  • стабилизирует положение судна;
  • обеспечивает возможность сделать короткую или длительную остановку, что особенно важно во время рыбалки;
  • помогает пришвартоваться, ведь легкие надувные лодки довольно проблематичны в этом плане.

Функции могут немного разниться в зависимости от типа конструкции.

Разновидности

Самодельные якоря для надувных лодок подразделяются на множество видов.

Вот основные из них:

Данные виды якорей отличаются массой, формой и «приспособленностью» к определенному типу дна. Рассмотрим более подробно каждую разновидность.

Система Курбатова

Он представляет собой хомут из крепкой проволоки и одной лапы с уклоном, равным половине прямого угла. Удлиненный шток способствует глубокому погружению металла в грунт или ил. Изделие очень компактно, подходит для небольших лодок.

Есть ряд ограничений по применению данной конструкции. Масса резиновой лодки вместе с пассажирами не должна превышать 180-200 килограммов. Лодка может быть двухместной. Не рекомендуется применять систему Курбатова на водоемах с сильным течением, неровной каменистой линией берега. Запрещено использовать этот тип якоря при скорости ветра больше 6 м/с.

Тип « кошка»

Одна из самых распространенных разновидностей для небольших судов. Устройство можно дополнительно оснастить добавочным весом, что делает его универсальным и позволяет корректировать массу в зависимости от загруженности судна. Вес конструкции находится в пределах от двух до четырнадцати килограммов – чаще всего рыбаки предпочитают более легкие варианты. «Кошка» также может применяться для траления – поиска снастей, утопленных предметов и других вещей.

Такие якоря наиболее популярны у владельцев надувных лодок. Конструкция очень проста, и ее сделать сможет даже рыбак-новичок. Технику изготовления своими руками мы рассмотрим в следующем разделе.

Система Д э нфорта

Данный якорь обладает повышенной удерживающей силой, что уменьшает область его применения для рыбалки и водной охоты. Чаще всего применяется в водоемах с песчаным дном.

Максимальная держащая сила обеспечивается близким расположением лап, имеющих треугольную форму, обтекаемой формой головки и длинным веретеном. При падении вниз якорь врезается вглубь и закрепляется в плотных далеких от поверхности слоях грунта. Однако это свойство бесполезно при использовании на каменистом дне, при сильном ветре и быстром течении – устройство Дэнфорта может унести вместе с верхними слоями песка. В этом случае будет дрейфовать и лодка.

Длинный шток увеличивает габариты, что затрудняет хранение и использование изделия. Существует около сотни моделей системы Дэнфорта. Масса конструкции находится в широком диапазоне: от двух килограммов до семи тонн.

Конструкция Холла

Этот якорь был изобретен в 19 веке и совершил прорыв в кораблестроении. Он и по сей день является актуальным в некоторых регионах ввиду рельефа дна. Он изготавливается из чугуна, что очень удешевляет производство. В свое время эта технология позволила британскому флоту еще больше укрепить свое владычество на море. Упав на дно, изделие ложится плашмя и одним из зубцов закрепляется в грунте. Лопатообразные утолщения лап многократно увеличивают удерживающую силу.

Якорь очень быстро зарывается в донный субстрат, однако имеет большую массу, и его нельзя применять при штормах выше 4-5 баллов. Такую конструкцию сделать проблематично, и она используется только для относительно крупных деревянных рыбацких яликов.

Изобретение Матросова

Повышенная держащая способность – наследие конструкции Холла, которую Матросов значительно усовершенствовал и избавил от большинства имевшихся недостатков. Благодаря обтекаемой форме изделие глубже погружается в грунт, а выросты на лапах придают дополнительную устойчивость.

Удерживающая сила увеличена в четыре раза по сравнению с адмиралтейским якорем аналогичной массы. Конструкция Матросова не вырывается из субстрата даже при повороте судна на 360° . Эффективность одинакова на глинистом, песчаном и каменистом дне. Чаще всего ввиду особенностей строения (очень близко расположенных лап) применяется в речном флоте.

Изготовление своими руками

Как сделать якорь для резиновой лодки? Каждый рыбак задается таким вопросом после приобретения первого плавсредства. Рассмотрим технологию изготовления двух типов: «кошки» и Курбатова.

Курбатова

Изделие отличается компактностью, поэтому следует выбирать более тяжелые и плотные марки стали и чугуна.

Понадобятся следующие материалы:

  • стальная проволока с диаметром 7-10 миллиметров;
  • лист нержавеющей стали толщиной в три миллиметра;
  • стальной прут с диаметром центральной части 13-15 миллиметров.

Также необходим сварной аппарат, чтобы соединить воедино части конструкции.

Сборка состоит из нескольких этапов:

  • Проволоку необходимо изогнуть, придав форму веретена. К верхней части следует приварить планку.
  • Чтобы устройство приобрело характерную форму, нужно приварить к штоку лапы в открытом виде и шайбу. Такую последовательность соединения элементов предложил советский ученый – Александр Михайлович Сытин.
  • Стальную пластину нужно приварить к обеим частям, чтобы соединить их воедино.

Данное устройство подходит для лодок длиной до пяти-шести метров. При больших размерах судна необходимо добавлять утяжелители – минимум четыре килограмма. Обязательно нужно пошить или купить брезентовые чехлы для всех частей конструкции, чтобы выступающие части не прокололи лодку.

Кошка

Этот тип является самым популярным благодаря легкости, мобильности и простоте изготовления. Также «кошку» можно оснастить утяжелителями: это актуально при усиленном ветре и приобретение нового плавсредства. Таким образом, один раз сделав «кошку», вы обеспечите себя надолго необходимым инвентарем для удерживания судна.

  • Стальные полосы (две штуки) толщиной в 4 миллиметра, длинной – 260-270 и шириной 40.
  • Стальная трубка с параметрами: диаметр – 25 мм, длина – 270-300 мм.
  • Гайка и втулка для трубки с диаметром в 25 миллиметров.
  • Два стальных кольца для крепления троса.

Лучше приобрести эти комплектующие из нержавеющей стаи, но если вы ограничены в бюджете, подойдет и обычная сталь. Однако необходимо помнить о коррозии, которая быстро съест ваше творение.

Название этот тип якоря получил благодаря форме. Выступающие шипы напоминают острые когти маленького хищника семейства Кошачьих.

Методика изготовления очень проста:

  • По центру пластин необходимо просверлить отверстия.
  • Втулка вставляется в трубу, к выступающей части которой с помощью гайки прилепляются пластины.
  • Установить кольца нужно вверху и внизу. Нижнее кольцо используется для извлечения инвентаря из воды и удаления лап из грунта.
  • Трубку можно залить свинцом, чтобы увеличь массу. При плавлении свинца очень важно соблюдать правила техники безопасности!

В ряде случаев разрешено заменить стальные полоски прочной проволокой или арматурой. Такой вариант обеспечит более качественное сцепление с каменистым и покрытым густо растительностью дном. Можно ориентироваться по чертежу, чтобы не допустить ошибок.

Что стоит помнить при создании инвентаря

Масса якоря должна равняться десятой части судна. Это – обязательное условие! Больший вес может затопить надувную лодку, а более легкая конструкция не сможет выполнять свою функцию.

Нужно и правильно подбирать трос – он должен быть изготовлен из синтетических волокон, которые отличаются устойчивостью к колебаниям температуры и механическим повреждениям. Чем длиннее трос, тем более устойчивым является положение судна, особенно при сильном ветре.

Как уберечь якорь от утопления

Изготовление якоря – только один этап, причем не самый важный. Главное – уметь правильно использовать свое изделие, фиксируя на дне. Для этого требуется опыт, поэтому нужно запастись терпением, чтобы научиться забрасывать якорь, как истинный моряк.

Поскольку самым популярным среди рыбаков является тип «кошка», подробно опишем правила обращения с ним. Привязывать приспособление следует за нижнюю петлю, используя нейлоновую веревку или тонкую стяжку. Благодаря таким материалам вы не рискуете порвать трос, если резко дерните якорь.

Читать еще:  Флагман 350

Если течение очень сильное, нужно установить две «кошки» – на носу и корме. Плавсредство должно располагаться продольно направлению течения, чтобы его не перевернуло движение воды. Против течения можно устанавливать судно только с дополнительными утяжелителями.

Вдоль потока реки необходимо размещать лодку следующим образом: нужно зайти немного вверх по течению ожидаемого места простоя и закинуть якорь, подбирая прочность веревки в зависимости от веса изделия. При установке двух «кошек» следует устанавливать вторую только после натяжения первого троса по направлению течения.

Видео

В этом видео вы можете ознакомиться с подробной инструкцией по изготовлению конструкции типа «кошка» своими руками.

Корабельный якорь

Вы когда-нибудь задумывались, как относительно небольшой по размеру якорь удерживает на месте огромный корабль? На самом деле, здесь нет никаких секретов.

Якорь сейчас настолько незаменим на флоте, что выход в море даже без запасного (!), не говоря уже о тех, которым полагается быть в клюзах, по международным правилам, запрещен.

На сегодняшний день в мире известно более 5000 видов якорей.

Многие уверены, что якорь нужен для того, чтобы удерживать корабль на месте за счет сцепления с дном водоема. Если бы это было так, у любого корабля был бы якорь на веревке. Но даже у самых примитивных лодок якорь привязан не к веревке, а к металлической цепи.

Первым якорем в истории был камень с привязанной к нему лианой (а позже – верёвкой). Со временем закономерно появился ряд усовершенствований:

1) Жёлоб в камне, чтобы не соскальзывала верёвка.

2) Отверстия в камне для этих же целей.

3) Плетёные корзины, сети, мешки, колоды, в которые нагружали нужное количество мелких камней в зависимости от силы ветра и течения.

4) Дополнительные отверстия в камне, сквозь которые пропускали деревянные колья, заостренные с двух сторон. Под действием веса камня эти колья зацеплялись за грунт, увеличивая держащую силу якорного камня.

Затем появились деревянные якоря. По сути, это были деревянные крюки, которые делали из твердых, тонущих в воде пород дерева. Такие якоря держали судна значительно надёжнее, чем все разновидности якорных камней. Но была одна проблема: однорогий якорь иногда ложился плашмя и не зацеплялся за грунт. Так появилась должность «якорный ныряльщик»: он должен был нырнуть вслед за якорем и направить якорь рогом в грунт. Но «якорный ныряльщик» мог быть полезен лишь на небольшой глубине. Поэтому нужно было, чтобы якорь под действием силы тяги каната сам зацеплялся за грунт. Тогда якорь приобрёл конструкцию, которая считается классической до сих пор: веретено, 2 рога и шток. Также были распространены комбинированные якоря — деревянные с каменными штоками. С развитием кузнечного мастерства появились железные якоря, которые стали ещё надёжнее. Такой якорь сохранял классическую форму, достигнутую инженерной мыслью предыдущего исторического этапа. Якорь стал одним из базовых изделий мастеров кузнечного дела наряду с мечом, топором, плугом. Классический якорь с лапами. На этом этапе у якоря появились лапы, которые облегчали вхождение рогов в грунт. Так якорь приобрёл свой окончательный, классический, привычный нам вид, который не менялся на протяжении многих столетий. До середины XIX века глобальных изменений в эволюции якоря не произошло.

Классический якорь именуется «адмиралтейским». Своё название он получил в 1821 году, когда был одобрен Британским Адмиралтейством для использования во флоте. Он прочно удерживает судно на месте. Но очень громоздкий: его опасно подвешивать у борта, поэтому необходимо снимать шток и переваливать через борт. К тому же, если меняется направление течения или ветра, цепь может намотаться на лапу, а якорь — сорваться.

Из-за несовершенства конструкции адмиралтейского якоря стали появляться всё новые модернизации этого важного устройства. Разработчики двигались в нескольких направлениях.

Одним из самых известных якорей альтернативной конструкции стал якорь Холла – с плоскими качающимися лапами. Он славится быстротой «забирания» грунта. Но при этом недостаточно прочно держит судно в разнородном грунте.

Свой якорь Холла есть и в офисе World of Warships!

А якорь Дэнфорта имеет плоские лапы, которые находятся близко к веретену, а шток располагается в нижней части. С таким якорем судно надежно закрепляется в нетвёрдых грунтах, даже если его разворачивает на 360°.

Существуют даже плавучие якоря, которые удерживают судно носом к ветру, не давая стихии его развернуть лагом (боком) к волне и прибить к берегу.

Современные якоря в зависимости от назначения делятся на 4 типа:

Становые якоря нужны непосредственно для удержания судна на стоянке. Они располагаются в носовой части судна. Вес становых якорей может достигать 30 тонн: такими закрепляют огромные авианосцы.

Вспомогательные якоря располагаются на корме и предназначены для предотвращения разворота судна, которое стоит на становом якоре.

«Мёртвые» якоря закрепляют плавучие объеты для длительного удержания на одном месте (маяки, буи, буровые суда).

Завозы служат для удержания специализированных плавучих средств (например, судна технического флота для дноуглубительных работ или добычи ископаемых).

Условно всю конструкцию можно разделить на 4 функциональные части:

Веретено — основа всей конструкции.

Рым (кольцо) и скоба обеспечивают крепление якоря к якорной цепи или канату.

Рога отвечают за «зарывание» и удержание в грунте. Рога заканчиваются лапами. Острие лапы называется носок. Рога крепятся на веретене двумя способами: неподвижно (тренд) или на шарнире в коробке.

Шток присутствует в конструкции лишь некоторых видов якорей. Его роль – перевернуть якорь на дне сразу после погружения. Это нужно, чтобы рога якоря не легли на дно горизонтально: иначе они не смогут зацепиться за грунт. Шток расположен перпендикулярно веретену и рогам.

Задача якоря — немного зацепиться за корягу или складку рельефа. Основную работу проделывает цепь. Ее задача — лечь грузом на дно. А веревка нужна только для того, чтобы начать поднимать/держаться за цепь.

Представьте себе традиционный якорь. У него есть цевье (вертикальный стержень) и лапы. Понятно, что если его просто бросить на дно, он так и будет лежать и корабль он своим весом удержать не может.

А теперь представьте, что он продолжает лежать на дне, на боку, а корабль в это время начинает двигаться назад (если якорь бросили с носа, то так и делают, кстати). Якорная цепь или канат будет постепенно ложиться все более полого, вплоть до того, что некоторая часть ее просто ляжет на дно.

Представьте теперь, что корабль начинает выбирать цепь. Другой ее конец начнет тянуть якорь за горизонтально лежащее цевье и одна из лап якоря (который теперь начинает выглядеть, как плуг) вопьется в грунт. Это-то и требуется. Якорь держит корабль на месте по принципу плуга и современные якоря так и сконструрованы, с плоскими поворотными лемехами, чтобы быстрее и эффективнее зарываться в грунт.

Для снятия с якоря процедура обратная: корабль включает двигатели или поднимает паруса, подходит ближе к точке крепления якоря, выбирая цепь, якорь становится в более вертикальное положение и его лапы освобождаются из грунта.

Если бы якорь держал корабль, то его приходилось бы каждый раз оставлять на морском дне, как это бывает, когда он реально за что-то зацепится намертво. Это худший день в жизни судовладельца, потому что тогда нужно рубить конец, прощаться со старым якорем и доставать запасной.

Выбираем и собираем якорь для ПВХ-лодки своими руками

Каждый рыболов мечтает обладать плавсредством. Самое доступное из них – лодка ПВХ. Многие изготавливают якорь для лодки ПВХ своими руками. Якоря служат для удерживания судна на определенном месте в заданном положении. Основной (носовой) груз отвечает за сопротивление лодки ветру, волнам и течению, а кормовой (верп) – за осевое расположение лодки относительно сектора облова и за безопасное поднятие со дна. Якоря для надувных лодок являются еще и средством безопасности при ловле в условиях нахождения берега с подветренной стороны. Рыбалка – занятие азартное и увлекательное, очень легко упустить момент, когда ветер или течение отнесет плавсредство дальше, чем нужно. Выгребать после этого против подводного течения обратно к суше может оказаться трудной задачей.

Российские рыбаки – люди экономные и умелые, поэтому чаще всего они предпочитают изготовить тормозное приспособление для лодки своими руками. Использование подручных средств (кирпичей, камней, кусков железа) несет неудобство в транспортировке, потерю времени на крепление и опасность повреждения самого средства. Кроме того, их использование возможно лишь на водоемах с каменистым дном, в остальных случаях они малоэффективны. Именно поэтому настоящие рыбаки предпочитают изготавливать самодельные якоря для лодок ПВХ.

Среди множества конструкций наиболее распространены следующие виды самоделок:

  • система Курбатова;
  • “кошка”;
  • система Дэнфорта.

Система Курбатова и пирамидальный якорь

Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с. Конструкция представляет собой раздвоенный хомут из крепкой проволоки и одной лапы с наклоном в 45º. Удлиненный шток гарантирует проникновение лапы в грунтовое дно независимо от угла падения. Такое изделие обладает компактностью и небольшим весом. Для изготовления понадобятся следующие материалы:

  • стальная проволока диаметром 7-8 мм;
  • лист стали толщиной 3 мм;
  • прут из стали диаметром 13-15 мм.

Имея чертежи и сварной аппарат, сделать подобную конструкцию своими руками несложно:

  • проволоку изгибают в форме веретена, к верхней части которого приваривают планку;
  • шайбы и планку для фиксации лапы в раскрытом положении приваривают к штоку;
  • полосу металла приваривают к концам веретена, соединяя их между собой.

Система Курбатова отлично подходит для лодок ПВХ длиной до 5 м. Вес ее составляет 2-3 кг, поэтому при рыбалке на водоемах с заметным течением следует предусмотреть возможность крепления дополнительного груза массой 4-5 кг. Желательно изготовить брезентовые чехлы для утяжелителя и самого якоря, чтобы не повредить материал резиновой лодки.

Читать еще:  Самодельные кормушки для рыбалки

Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с

Пирамидальный якорь для относится к классу гравитационных. Его изготовление возможно в двух вариантах:

  1. Заливной. Понадобится около 5 кг свинца, добываемого обычно из выработавших свой ресурс автомобильных аккумуляторов, кусок стальной проволоки и листы железа. Из листов составляется форма, образующая вид пирамиды, которую заполняют расплавленным свинцом. Проволоку скручивают в кольцо и вставляют в неостывший до конца свинец.
  2. Составной. Понадобятся листы металла разного размера и шпилька с нарезанной резьбой. Куски металла просверливаются по центру и набираются на шпильку, начиная с меньшего по размеру. Набрав необходимое количество грузов, всю конструкцию фиксируют с помощью гайки. Весомым плюсом является простота устройства и возможность регулировать его массу, при необходимости добавляя или убирая листы металла.

Какой вариант будет удобнее в использовании, выбирает сам рыболов.

Якорь для лодки ПВХ (видео)

Якорь-кошка

Рыбаки предпочитают легкие якорьки для надувных лодок, которые при наличии сильного ветра можно просто оборудовать дополнительным весом. Немалую роль играет компактность конструкции и отсутствие острых выступающих элементов или граней. Этим требованиям полностью отвечает конструкция “кошка”, имеющая несколько модификаций:

  • разборная с лапами под углом 90º;
  • складная с различными углами наклона лап.

Изготовление якоря в разборном варианте потребует следующих материалов:

  • 2 полосы из стали толщиной 4 мм, длиной 260-270 мм и шириной 40 мм;
  • стальная трубка диаметром 250 мм и длиной 270-300 мм;
  • гайка и втулка, подходящие по диаметру для стальной трубки 25 мм;
  • 2 кольца для крепления веревок.

По центру стальных полосок высверливаются отверстия. Втулка вставляется в трубку, полоски монтируются на ее выступающую часть и крепятся с помощью гайки. Металлические кольца располагаются в верхней и нижней частях конструкции. Сама трубка может быть залита свинцом для увеличения массы. Нижнее кольцо и второй канат отвечают за подъем якоря и освобождение лап из грунта. В упрощенном варианте металлические полоски заменяют на толстую проволоку или арматуру диаметром 4 мм без нижнего крепления. В этом случае при вытягивании кошки лапы, освобождаясь, разгибаются – это настоящий якорь-“незацепляйка”.

Складная кошка выглядит похоже, но благодаря скользящей муфте и раздельному шарнирному креплению лап на штоке она имеет возможность складываться. При крайнем нижнем положении муфты лапы раздвигаются и фиксируются, а при крайнем верхнем – смыкаются. Часто лапы крепятся к штоку с помощью медных шплинтов, что при критическом зацепе позволяет сохранить самодельный якорь – мягкие вставки срезаются, освобождая всю конструкцию.

Якорь Данфорта

Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой. Основное отличие от других изделий состоит в удлиненной нижней поперечине, не дающей изделию опрокинуться при соприкосновении с дном. Плоские лапы устройства имеют треугольную форму и расположены близко друг к другу, что обеспечивает дополнительную устойчивость в рабочем положении. Главное преимущество якоря Денфорта является одновременно и его недостатком – в некоторых случаях он так глубоко зарывается в дно, что его крайне трудно или невозможно вытащить.

Самоделка потребует следующих материалов:

  • стальная трубка диаметром 30 мм и длиной 600 мм;
  • листовая сталь толщиной 3-4 мм;
  • 2 гайки М5;
  • 3 гайки М8;
  • болт 8 х 60;
  • 2 шайбы Д8;
  • 2 болта 5 х 35;
  • рым-гайка и болт к ней;
  • металлическое кольцо.

Из листовой стали по трафарету вырезаются две треугольные лапы со скошенными углами. Стальная трубка разрезается на две части – 400 мм и 200 мм. В более коротком отрезке делают 2 пропила, подходящие по размерам для лап. В центре вырезается секция длиной 34 мм и глубиной немного больше половины диаметра трубки. Высверливается 5 отверстий – 1 под рым-гайку по центру заготовки, 4 для монтажа лап (с каждой стороны по 2). В прорези вставляются лапы и просверливаются соосно с отверстиями в трубке.

Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой

На втором отрезке с одной стороны сверлятся отверстия под кольцо, а с другой – делаются косые спилы с таким расчетом, чтобы обеспечить вращение относительно короткого (200 мм) куска трубки. В оставшихся ушках сверлятся отверстия под болт М8.

Схема сборки выглядит следующим образом:

  1. К короткому отрезку прикручивается рым-гайка, к ней будет крепиться канат для извлечения приспособления из грунта.
  2. Соединяются болт, шайба и гайка – это заготовка для оси вращения.
  3. Более длинный отрезок трубки вставляется в короткий, а через отверстия на нем продевается ось вращения и фиксируется гайкой. Затем накладывается шайба и ось окончательно затягивается с помощью еще одной гайки.
  4. С помощью болтов монтируются лапы, а для исключения люфта в торцы трубки забиваются деревянные заглушки.
  5. В верхний конец длинной трубки вставляется кольцо для основной якорной веревки.

Если устройство требует утяжеления, то в полую трубку заливают свинец. Из минусов можно выделить одно свойство якоря – он плохо подходит для дна, усыпанного галькой.

Якорь своими руками (видео)

Другие известные системы

Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века. Его особенность – длинные и плоские качающиеся лапы, закрепленные на коробке. Сама коробка свободно ходит на нижней поперечине штока, а к ней крепятся приливы, отвечающие за поворот лап. При падении на дно изделие ложится плашмя, после чего приливы поворачивают лапы для углубления в грунт. К серьезным недостаткам устройства относятся неглубокое проникновение лап в дно и слишком широкое их расположение, из-за чего якорь часто выворачивает.

Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века

Якорь Матросова отличается от устройства Холла дополнительными щечками на штоке. Обладает хорошей удерживающей силой, но на песке работает хуже, чем на гальке. Недостаток, как и у Холла, заключается в заклинивании подвижной коробки.

Модель системы “Плуг” представляет собой лемех, закрепленный шарнирно на поперечине штока. Легко проникает сквозь придонную растительность, но на илистом дне работает не так хорошо, как на песке или мелких камнях.

Якорь, выставленный в магазине, может иметь довольно высокую цену, при этом всегда существует опасность приобрести продукцию с заводским браком. В наше время рыболовы предпочитают изготовить такое приспособление для надувной лодки своими руками – это гарантирует получение именно того, что необходимо для успешной рыбалки.

Якорь для лодки своими руками: изготовление самодельного якоря для ПВХ лодок (95 фото и видео)

Лодка, как и любой наземный транспорт, нуждается в тормозах. Особенно это необходимо во время рыбалки, так как малейшие волны будут заставлять судно плыть по течению. Даже, казалось бы, когда на водоёме штиль, из-за подводных течений лодка потихоньку отдаляется с назначенного места.

Якоря продаются во всех специализированных магазинах, но лучше и дешевле – сделать его самостоятельно. Тем более продаваемые устройства будут весить меньше 5 кг, что довольно много для самых обычных плавательных средств.

Сегодня мы расскажем, как изготовить якорь для лодки своими руками и поведаем о существующих вариантах.

Виды якорей

Данное устройство было изобретено ещё очень много лет назад и за период существования люди придумали тысячи возможных вариаций, как можно соорудить якорь. Но не все из придуманных конструкций пользуются популярностью.

В мире, используемыми стали лишь малая часть из них. Существуют такие виды якорей:

Кошка. Является часто используемым вариантом. Отлично подходит для надувных лодок. Конструкция напоминает крючки тройники.

Пирамидальный. Также довольно широко применяем на надувных лодках. Можно легко соорудить его дома собственноручно. Плюсом является, что вес возможно контролировать.

Раскладной. Удобный в транспортировке, что хорошо подходит для водного транспорта из ПВХ.

Грибовидноный. Это можно сказать отдельные модели якорей. Самые простые в изготовлении, потому что представляют собой самый обычный груз (камень, бутылка с бетоном и т. д.), к которому привязан канат.

Из минусов можно выделить – незацепляемость. Конструкция не урывается в грунт и в случае сильного течения, лодку будет просто потихоньку сдвигать с места.

Якорь Данфорда. Довольно тяжелая конструкция, но имеет очень хорошие зацепляемые свойства. Шток находится внизу самого устройства, что предотвращает возможность переворачивания якоря в воде.

Хорошо показывает себя в местности с галечным дном. Перед изобретением, надо нарисовать чертежи якоря Данфорда, для лодки, а затем приступать к работе.

Посмотрите еще здесь!

Существуют ещё некоторые варианты, но они, преимущественно, ставятся на лодки, в которых вес водоизмещения более 500 кг.

Якорь-кошка своими руками

Разобравшись с возможными вариантами якорей, самое время приступить к сооружению конструкции.

Сделаем простой, но действенный якорь для надувной лодки своими руками, а именно – кошку. Нам понадобится:

  • Металлическая труба длинной 20-30 см и в диаметре 30 мм;
  • 4 прутка (можно арматуры) диаметром 8-10 мм;
  • Трос;
  • Сварочный аппарат;
  • Болгарка.

Приступаем к изготовлению:

  • Первым делом позаботьтесь о наличии рыма на плавательном устройстве. Желательно располагать его с двух сторон, соответственно делать 2 якоря. Это мера для того, чтобы можно было обеспечить себе отличный тормоз.
  • Затем берём металлические прутки и сгибаем из на краях, образовывая некий крючок. В дальнейшем можно заострить края.
  • Теперь необходимо приварить прутья к основной трубе. Делаем это по кругу, чтобы конструкция стала похожа на крючок тройник, только с 4-мя концами.
  • На верхний край трубы привариваем кольцо или просто просверливаем отверстие, для крепления каната.
  • В конце к якорю фиксируем канат и закрепляем его к самой лодке.

Источники:

http://fb.ru/article/328124/korabelnyie-yakorya-yakor-matrosova-osobennosti-konstruktsii
http://zen.yandex.ru/media/id/5be1eba9d28a2200aae215e0/5cffb4bd2eda9900ac611196
http://pikabu.ru/story/korabelnyiy_yakor_7068376
http://fisherhook.ru/2017/04/vyibiraem-i-sobiraem-yakor-dlya-lodki-pvh-svoimi-rukami/
http://svoimirykamicentr.ru/yakor-dlya-lodki-svoimi-rukami/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector