Якорь денфорта своими руками чертежи
Якорь Дэнфорта: описание, требования к устройству, чертежи и размеры
Так называемый якорь Дэнфорта, благодаря своим характеристикам и простоте изготовления, является одним из самых популярных решений среди бывалых рыболовов и любителей активного отдыха на воде. В соответствии с действующими правилами, любое плавсредство в обязательном порядке должно оснащаться устройством для удержания судна. Заводское изделие подобного типа – удовольствие очень дорогостоящее. Поэтому большинство рыбаков и владельцев катеров и яхт предпочитают изготавливать такие вещи собственноручно. Чертежи якоря Дэнфорта находятся в открытом доступе. И имея в гараже сварочный аппарат и несколько кусков листового железа, можно изготовить якорь, который не будет уступать по своим характеристикам заводским аналогам. В данной статье дается сравнительная характеристика существующих типов устройств для удержания судна, даны рекомендации по их выбору.
Исторические сведения о якоре Дэнфорта
Своим появлением устройство данного типа обязано не изобретательному рыбаку, а работе группы ученых, работавших по заказу Военно-морских сил Соединенных Штатов Америки. Они разработали несколько типов якорей, которые специальная комиссия из офицеров военно-морского флота подвергла суровым испытаниям.
События происходили уже после Второй мировой войны. Апрельским утром 1948 года из базы военно-морского флота поблизости Сан-Франциско в море вышел буксир, на борту которого находились представители вооруженных сил, а также различных судоходных организаций США. Удалившись на достаточное расстояние от берега, судно развернулось против течения. Последовала череда экспериментов. К цепи был закреплен динамометр, позволивший определить предельное усилие, которое способно выдержать изделие.
Якорь Дэнфорта испытывался самым последним, так как на него возлагались самые малые надежды. Однако результаты были сенсационными. Данная конструкция превзошла все ожидания. Последующие испытания в различных условиях и на различных грунтах показали безоговорочное преимущество якоря Дэнфорта перед другими типами устройств для удержания судна. В настоящее время все морские и речные суда оснащаются подобными устройствами.
Требования к конструкции
Якорь должен надежно удерживать плавсредство на поверхности водной глади, невзирая ни на какие сложности и погодные условия. Хорошее устройство для удержания судна может спасти жизнь всему экипажу лодки в экстремальных ситуациях. Этот показатель достигается за счет хорошей и продуманной конструкции изделия. Однако в некоторых случаях способность якоря удерживать лодку или яхту достигается за счет увеличения массы последнего. Такой подход в корне неправильный и порождает целый ворох проблем.
Еще одно немаловажное требование – возможность легко высвободить устройство для удержания лодки в случае его зацепления.
Немаловажное место среди требований к якорным механизмам занимают компактность и способность сопротивления коррозии (особенно в морской воде).
О важности каждого из указанных требований следует поговорить отдельно.
Способность к оказанию значительного сопротивления
Многие начинающие и неопытные рыбаки ошибочно полагают, что в качестве якорного устройства можно использовать любую увесистую болванку. Это глубочайшее заблуждение, в чем они и убеждаются при первом же выходе на воду. И ведь на какие только ухищрения и выдумки они не идут! В ход идут тяжелые камни, арматура и так далее. Но все тщетно! После первого же значительного порыва ветра лодку начинает сносить, а дно водоема загрязняется различным хламом. После возни настроение падает, силы иссякают, и уже не до рыбалки. По этой причине необходимо иметь нормальное устройство для удержания лодки. Его также позволит избежать неприятной аудиенции с инспектором по водному транспорту и выплаты значительного штрафа.
Минимальное усилие для выбора якоря и для высвобождения в случае зацепления, компактность устройства
Агрегат должен немного весить и быть компактным. Максимально этим критериям удовлетворяет якорь Дэнфорта.
Рыбаки, да и просто любители прогулок на водном транспорте, очень часто меняют место дислокации в поисках «рыбного» места. Трудно даже представить, как устанет человек после цикла постановок на стоянку с помощью тяжелого камня или любого другого увесистого предмета.
Зацепление якоря за коряги или за бытовой крупногабаритный мусор, которого хватает на дне отечественных водоемов происходит очень часто и с завидной регулярностью. Стоит он довольно прилично. И терять его крайне нежелательно. Именно поэтому изделие должно быть оснащен устройством, позволяющим свободно и легко высвобождать его из плена.
Коррозионная стойкость якоря
Это требование немаловажное. Якоря из обычных черных металлов, особенно в агрессивных средах (морская вода), очень быстро приходят в негодность. Такое устройство, возможно, и прослужит несколько лет, но вид при этом у него будет просто ужасный. По этой причине небольшие якоря (Дэнфорта и других типов) рекомендуется изготавливать из нержавеющей стали. Стали с высоким содержанием хрома отличаются высокой стоимостью, но оно того стоит.
Некоторые рыбаки умудряются покрывать сделанные из сталей обыкновенного качества якоря слоем цинка или даже никеля. Такая мера несколько отсрочит разрушительный коррозионный процесс, но все же со временем жуки ржавчины покрывают поверхность изделия.
Требования к канатам
В отличие от требований непосредственно к самим якорям, с канатом все довольно просто. В качестве такового отлично подойдет любой синтетический канат. Для удержания лодки на поверхности реки или озера вполне достаточно и тросика диаметром шесть миллиметров. Однако такая веревка будет резать кисти рук при выборе якоря. Поэтому лучше все же использовать конец диаметром не менее десяти миллиметров.
Инструмент и комплектующие для изготовления устройства для удержания судна в домашних условиях
Якорь данной конструкции имеет сравнительно несложную конструкцию, что позволяет в условиях гаражной мастерской изготовить достойный экземпляр. Все, что для этого нужно – набор инструмента и необходимых материалов.
Прежде всего, понадобится хороший и надежный канат достаточной длины. На крупных судах якорь удерживается стальными цепями, но для удержания небольшой лодки вполне сгодится и обычная веревка.
Понадобится также листовой материал. Лучше, если это будет нержавейка, так как такой якорь прослужит гораздо дольше. Однако, с другой стороны, нержавейка хуже поддается обработке и свариванию, поэтому изготовление устройства для удержания лодки из этого материала отнимет гораздо больше времени и сил.
Понадобится также стальной пруток (из него будет изготовлен крепеж к тросу якоря Дэнфорта), полая металлическая труба длиной 30 сантиметров.
Технология изготовления
Первым необходимо согнуть проволоку и сформировать из нее веретено. Чтобы в процессе работы веретено не разогнулось произвольно, его концы свариваются. Это нехитрое решение позволит удерживать части якоря и значительно облегчит дальнейшую работу.
Далее при помощи сварочного аппарата крепится планка, фиксатор и привариваются ребра к лапам. Эти ребра необходимы для того, чтобы значительно повысить надежность всей конструкции.
Расчеты, геометрия и чертежи якоря Дэнфорта
Конструктор запатентовал свое изобретение. В документе от 15.07.1941 содержатся сведения об особенностях конструкции и геометрии якоря. Основные из них следующие:
- Идеальное соотношение параметров достигается в том случае, когда площадь сопротивления грунта составляет 60 % от общей площади устройства. Этот показатель не может быть меньше 40%, так как эксплуатационные характеристики такого якоря будут крайне низкими.
- Уклон лапы изделия не может превышать 75 градусов. Несоблюдение этого условия приведет к тому, что якорь не будет удерживаться в грунте.
- Угол атаки напрямую зависит от того, какая часть площади лап изделия находится за осью вращения. В том случае, когда эта величина составляет 35% от площади поверхности лап якоря и более, угол может принимать значения от 30 до 50 градусов. Если площадь лап за осью вращения меньше 35 % площади лап изделия, размеры устанавливаются таким образом, чтобы угол атаки был равен 40-60 градусам. Если якорь предназначен для работы на твердом песчаном грунте, он должен иметь минимально допустимый угол атаки (40 градусов). Если же устройство будет работать на илистом болотном дне, то угол атаки увеличивается. Данное обстоятельство следует учитывать при проектировании и изготовлении подобных устройств. Если точно не известно, в каких условиях предстоит работать устройству (изготавливается для последующей реализации), то этот показатель обычно составляет 50 градусов.
- Важный размер якоря Дэнфорта – расстояние между лапами (точнее, между их центрами). При проектировании и изготовлении таких изделий необходимо стремиться к тому, чтобы этот показатель имел минимальное значение. Это позволит уменьшить значение возникающей пары сил.
Форма лап
Если проанализировать чертежи и размеры якоря Дэнфорта, то бросаются в глаза значительные отличия в форме лам и других элементов. Геометрия лап зависит от принятого угла атаки грунта устройством для удержания лодки. Чем они длиннее, тем больше угол атаки. Длина лап может составлять от 55 до 70 процентов длины якорного веретена. Это требование необходимо соблюдать в том случае, если за осью вращения расположено не более 35 процентов площади поверхности лап. Если этот показатель больше, то их длина может составлять 55 процентов и более.
Не существует общего мнения относительно самой выгодной формы лап якоря Дэнфорта. Отзывы владельцев катеров и лодок порой противоречивые. Если верить научным расчетам, то наиболее выгодной является треугольная форма. При этом для их изготовления следует использовать тонкостенные листы прочных легированных хромом и другими примесями марок сталей.
Оптимальная длина штока
При производстве изделия в домашних условиях очень важно правильно подобрать длину штока. Описание якоря Дэнфорта составлялось толковыми инженерами, которые уделили этой детали особое внимание, понимая ее важность.
В случае если шток слишком короткий, устройство не «вгрызается» в грунт. Оно просто скользит по дну, когда лодку сносит течением. Подсчитано, что величина длины штока должна составлять не менее двух расстояний между геометрическими центрами лап устройства для удержания лодки.
Как правильно использовать якорь?
Человек, который только недавно приобрел лодку и лишь планирует свой первый выход в море на ней, может ошибочно полагать, что процесс постановки на стоянку – дело чрезвычайно простое. С уверенностью можно сказать, что такой рыболов будет огорошен. Заякорение – дело отнюдь не простое, которое требует от рыбака или яхтсмена определенной сноровки, навыков и знаний.
Прежде всего необходимо надежно закрепить конец каната к крепежному кольцу якоря. Для этих целей желательно воспользоваться специальным морским узлом. В противном случае можно потерять устройство.
Непосредственно возле лап якоря имеется второе кольцо. К нему необходимо привязать тросик с буем. Длина тросика должна быть больше глубины в месте стоянки лодки, иначе буек утонет. Этот буй поможет «спасти» устройство в случае обрыва якорного каната или при зацепе за корни растений и камни.
Достигнув места, где планируется сделать остановку, устройство для удержания выбрасывается за борт. В течение определенного времени лодку будет уносить течением и ветром в сторону, пока якорь не достигнет дна и не «вгрызется» в него. Потом можно подтянуть канат.
Недостатки, присущие конструкции
Любые инженерные решения имеют свои недостатки. Можно уже по фото якоря Дэнфорта заметить некоторые изъяны в его конструкции. Их следует вкратце обсудить, чтобы читатель мог взвесить все за и против при выборе устройства для удержания лодки.
Пожалуй, одним из главных недостатков малых якорей данного типа является их непригодность для использования на покрытом крупными камнями дне. Атака такого устройства на каменистое дно всегда остается безрезультатной. Малые категории якорей Дэнфорта (4 кг и более) сильно сносятся течением. Таким образом, устройство опускается совершенно в неожиданном месте.
И обратная сторона медали… Даже незначительный по массе и по габаритам якорь Дэнфорта лодку ПВХ хорошо и надежно зафиксирует, если дно мягкое и илистое. Работая лишь руками, такое устройство достаточно трудно вырвать. При этом небольшая лодка будет сильно раскачиваться и может даже перевернуться.
Якорь: виды, выбор подходящего для лодок/малых судов, нюансы, изготовление самостоятельно
Сделать якорь полностью своими руками владельцев малых плавсредств побуждает не только достаточно высокая цена фабричных якорей. Стандартные якоря выпускаются массой от 5 кг, что для лодки водоизмещением до 500 кг многовато. Особенно, если выходят на ней в закрытую спокойную акваторию (пруд, небольшое озеро, реку). Места в посудине один только якорь занимает немало, и в крохотной лодчонке, такой, напр., как популярная вследствие своих высоких качеств лодка динги или скиф, держать неоправданно большой якорь неудобно. Но и становиться вместо надежного якоря на что попало нельзя.
Джозеф Конрад недаром назвал якоря «честными кусками железа»: пренебрежение надежностью якоря может стоить жизни судоводителю и пассажирам даже у самого берега. Самодельный якорь должен держать судно так же крепко, как патентованный фирменный, и теряться в грунте не чаще него. Надежность сверхлегких якорей из имеющихся в продаже не гарантирована. Фирменным сертификатам не верьте: никакой морской или речной регистр не включит в свой реестр якорь массой менее 5 кг. Запрещено международными правилами безопасности судовождения. А они, как и армейские уставы, написаны человеческими жизнями.
Рыбацкая лодка на якоре. Карикатура
Настоящий клубок проблем представляет якорь для лодки ПВХ. Во-первых, якорь лишь часть якорного устройства, состоящего из нескольких конструктивных узлов. Каждый из них по главному правилу сопромата «Где тонко, там и рвется» должен быть надежен не менее самого якоря. Разместить все это в надувной лодке просто негде. Во-вторых, когда надувные лодки бюджетной ценовой категории начали делать не из авторезины или прорезиненной ткани, а из пластика, оказалось, что и поднятый якорь в такой лодке может быть опасен – число несчастных случаев на воде, вызванных порывом баллона или днища лодки якорем, резко возросло.
Цель настоящей статьи – помочь начинающему судоводителю решить задачи выбора прототипа якоря для своего судна и рассказать, как правильно сделать якорь сообразно типу конструкции судна, его водоизмещению и условиям плавания. Существенная часть материала посвящена выбору и особенностям изготовления якорей для «сверхмалых» судов (до 0,5 т), эксплуатируемых на внутренних водоемах. Дно в них часто топкое, илистое или торфянистое; на таком трудно как обеспечить должную держащую силу якоря, так и не дать ему утонуть в грунте.
Примечание: у всех надувных лодок есть еще одно отличие от нормально водоизмещающих судов – очень малое сопротивление трения о воду. Надувная лодка цепляется за воду слабее, чем глиссер. С одной стороны, это хорошо для тихой воды, поскольку удержать лодку на течении легче. Но на волнении, наоборот, труднее, т.к. лодка-поплавок сильно дергает якорный канат. И встать на якорь надувной лодке тоже труднее: ему нельзя полагаться на то, что судно его потянет, уложит как надо на грунт и поможет за него зацепиться. Тут якорь для надувной лодки должен полагаться только на себя: сам укладываться правильно без рывка со стороны судна и обладать абсолютной цепкостью (см. далее).
Якорь ли кошка?
Людям, выходящим на рыбалку на старой лодке-резинке, все эти соображения могут показаться надуманными: как же, ведь известно, что издавна прижившийся якорь для резиновой лодки это кошка. И сделать ее несложно: три куска арматурин, из которых у двух расплющены концы, немного гнутья, немного сварки, и кошка готова. А цепкость кошки абсолютная, если ее правильно бросить. Недаром же кошки-зацепы используются и в других видах деятельности.
Во-первых, по держащей силе кошка якорь довольно-таки средненький. Правда, для лодки, которая скользит по воде чуть ли не как палый лист, это не так существенно. Существенно другое: на каменистом или топком грунте кошку очень легко потерять. Когда металлолом валятся везде под ногами, а мастер на работе и без бутылки позволял пользоваться в личных целях сваркой и гибочным станком, это не имело значения, но сейчас другие времена.
Во-вторых, и тогда происшествий на воде из-за якорей-кошек хватало. А ныне выяснилось, что кошка опасна на только в лодке ПВХ, но и в сшитой из фанеры без набора корпуса, как те же динги или скифы. Литые складные кошки безопасны, хорошо держат сверхмалое судно на любом грунте, компактны, но стоят нечестно дорого. Хотя для шитой лодки с жестким корпусом прим. 2,5-3,5 м длиной подойдет и самодельная складная кошка с поворотной лапой, см. напр. видео
Видео: самодельный якорь-кошка
Однако в лодке ПВХ и такая кошка оказывается громоздкой и травмоопасной для судна. Поэтому, включая то, что сказано выше, жители прибрежий большой воды, кошку якорем вообще не считают. А моряк никогда не скажет: «отдать кошку» или «встать на кошку», также как не скажет «бросить якорь». Кошка не якорь. Но кошку все-таки возможно превратить в якорь! Именно для надувной лодки малой воды водоизмещением до 300-400 кг. Причем очень компактный, удобный, надежный и безопасный. Как именно – к этому мы вернемся далее.
Основные правила
Вес и трос
Главное, что определяет надежность якоря – его масса, вес. Для гребных и моторных лодок с жестким корпусом длиной до 5 м массу якоря нужно брать не менее 1% от водоизмещения судна в полном грузу, но при водоизмещении до 500 кг – не менее 2,5 кг. Для тех же судов, снабженных постоянным или штатным съемным парусным вооружением, массу якоря увеличивают на 25-50%, на случай стоянки на якоре под рангоутом. Если якорь адмиралтейский (см. далее), его массу увеличивают еще на 20%. Прочность на разрыв якорь-цепи или троса должна быть не менее 50 весов якоря.
Примечание: надежность якоря многократно увеличивает замена части якорного троса, ближайшей к якорю, цепью. Для лодки длиной до 4,5 м и водоизмещением до 500 кг достаточно заменить цепью первые, от якоря, 1,5-2,5 м троса.
Массу якоря для надувных лодок, используемых во внутренних водоемах, целесообразно брать согласно их человековместимости. Формула расчета, если нет парусов и судно не более чем на четверых, проста: кладем на якорь столько кг, сколько людей держит лодка, и добавляем 0,5 кг. С парусами и цепью сложнее; общие данные сведены в таблицу:
Как сделать якорь для надувной лодки из ПВХ своими руками
Приобретение надувной лодки – приятный момент в жизни каждого рыбака и охотника. Однако во время эксплуатации маленького судна возникает ряд проблем, связанных с инвентарем. Чаще всего неурядицей становится якорь. Если он изготовлен из свинца, надувная лодка его может просто не выдержать. Поэтому нужно использовать более легкие материалы. Можно приобрести готовый якорь, а можно использовать самодельный. В этой статье вы узнаете, как сделать якорь для лодки из ПВХ своими руками.
Предназначение
Безопасность людей, находящихся в лодке, необходимо обеспечивать любыми доступными средствами. Этого невозможно достичь без якоря. Особенно такое средство актуально во время зимнего сезона, когда падение в воду может быть не только неприятным, но и опасным.
Якорь выполняет ряд важнейших функций:
- стабилизирует положение судна;
- обеспечивает возможность сделать короткую или длительную остановку, что особенно важно во время рыбалки;
- помогает пришвартоваться, ведь легкие надувные лодки довольно проблематичны в этом плане.
Функции могут немного разниться в зависимости от типа конструкции.
Разновидности
Самодельные якоря для надувных лодок подразделяются на множество видов.
Вот основные из них:
Данные виды якорей отличаются массой, формой и «приспособленностью» к определенному типу дна. Рассмотрим более подробно каждую разновидность.
Система Курбатова
Он представляет собой хомут из крепкой проволоки и одной лапы с уклоном, равным половине прямого угла. Удлиненный шток способствует глубокому погружению металла в грунт или ил. Изделие очень компактно, подходит для небольших лодок.
Есть ряд ограничений по применению данной конструкции. Масса резиновой лодки вместе с пассажирами не должна превышать 180-200 килограммов. Лодка может быть двухместной. Не рекомендуется применять систему Курбатова на водоемах с сильным течением, неровной каменистой линией берега. Запрещено использовать этот тип якоря при скорости ветра больше 6 м/с.
Тип « кошка»
Одна из самых распространенных разновидностей для небольших судов. Устройство можно дополнительно оснастить добавочным весом, что делает его универсальным и позволяет корректировать массу в зависимости от загруженности судна. Вес конструкции находится в пределах от двух до четырнадцати килограммов – чаще всего рыбаки предпочитают более легкие варианты. «Кошка» также может применяться для траления – поиска снастей, утопленных предметов и других вещей.
Такие якоря наиболее популярны у владельцев надувных лодок. Конструкция очень проста, и ее сделать сможет даже рыбак-новичок. Технику изготовления своими руками мы рассмотрим в следующем разделе.
Система Д э нфорта
Данный якорь обладает повышенной удерживающей силой, что уменьшает область его применения для рыбалки и водной охоты. Чаще всего применяется в водоемах с песчаным дном.
Максимальная держащая сила обеспечивается близким расположением лап, имеющих треугольную форму, обтекаемой формой головки и длинным веретеном. При падении вниз якорь врезается вглубь и закрепляется в плотных далеких от поверхности слоях грунта. Однако это свойство бесполезно при использовании на каменистом дне, при сильном ветре и быстром течении – устройство Дэнфорта может унести вместе с верхними слоями песка. В этом случае будет дрейфовать и лодка.
Длинный шток увеличивает габариты, что затрудняет хранение и использование изделия. Существует около сотни моделей системы Дэнфорта. Масса конструкции находится в широком диапазоне: от двух килограммов до семи тонн.
Конструкция Холла
Этот якорь был изобретен в 19 веке и совершил прорыв в кораблестроении. Он и по сей день является актуальным в некоторых регионах ввиду рельефа дна. Он изготавливается из чугуна, что очень удешевляет производство. В свое время эта технология позволила британскому флоту еще больше укрепить свое владычество на море. Упав на дно, изделие ложится плашмя и одним из зубцов закрепляется в грунте. Лопатообразные утолщения лап многократно увеличивают удерживающую силу.
Якорь очень быстро зарывается в донный субстрат, однако имеет большую массу, и его нельзя применять при штормах выше 4-5 баллов. Такую конструкцию сделать проблематично, и она используется только для относительно крупных деревянных рыбацких яликов.
Изобретение Матросова
Повышенная держащая способность – наследие конструкции Холла, которую Матросов значительно усовершенствовал и избавил от большинства имевшихся недостатков. Благодаря обтекаемой форме изделие глубже погружается в грунт, а выросты на лапах придают дополнительную устойчивость.
Удерживающая сила увеличена в четыре раза по сравнению с адмиралтейским якорем аналогичной массы. Конструкция Матросова не вырывается из субстрата даже при повороте судна на 360° . Эффективность одинакова на глинистом, песчаном и каменистом дне. Чаще всего ввиду особенностей строения (очень близко расположенных лап) применяется в речном флоте.
Изготовление своими руками
Как сделать якорь для резиновой лодки? Каждый рыбак задается таким вопросом после приобретения первого плавсредства. Рассмотрим технологию изготовления двух типов: «кошки» и Курбатова.
Курбатова
Изделие отличается компактностью, поэтому следует выбирать более тяжелые и плотные марки стали и чугуна.
Понадобятся следующие материалы:
- стальная проволока с диаметром 7-10 миллиметров;
- лист нержавеющей стали толщиной в три миллиметра;
- стальной прут с диаметром центральной части 13-15 миллиметров.
Также необходим сварной аппарат, чтобы соединить воедино части конструкции.
Сборка состоит из нескольких этапов:
- Проволоку необходимо изогнуть, придав форму веретена. К верхней части следует приварить планку.
- Чтобы устройство приобрело характерную форму, нужно приварить к штоку лапы в открытом виде и шайбу. Такую последовательность соединения элементов предложил советский ученый – Александр Михайлович Сытин.
- Стальную пластину нужно приварить к обеим частям, чтобы соединить их воедино.
Данное устройство подходит для лодок длиной до пяти-шести метров. При больших размерах судна необходимо добавлять утяжелители – минимум четыре килограмма. Обязательно нужно пошить или купить брезентовые чехлы для всех частей конструкции, чтобы выступающие части не прокололи лодку.
Кошка
Этот тип является самым популярным благодаря легкости, мобильности и простоте изготовления. Также «кошку» можно оснастить утяжелителями: это актуально при усиленном ветре и приобретение нового плавсредства. Таким образом, один раз сделав «кошку», вы обеспечите себя надолго необходимым инвентарем для удерживания судна.
- Стальные полосы (две штуки) толщиной в 4 миллиметра, длинной – 260-270 и шириной 40.
- Стальная трубка с параметрами: диаметр – 25 мм, длина – 270-300 мм.
- Гайка и втулка для трубки с диаметром в 25 миллиметров.
- Два стальных кольца для крепления троса.
Лучше приобрести эти комплектующие из нержавеющей стаи, но если вы ограничены в бюджете, подойдет и обычная сталь. Однако необходимо помнить о коррозии, которая быстро съест ваше творение.
Название этот тип якоря получил благодаря форме. Выступающие шипы напоминают острые когти маленького хищника семейства Кошачьих.
Методика изготовления очень проста:
- По центру пластин необходимо просверлить отверстия.
- Втулка вставляется в трубу, к выступающей части которой с помощью гайки прилепляются пластины.
- Установить кольца нужно вверху и внизу. Нижнее кольцо используется для извлечения инвентаря из воды и удаления лап из грунта.
- Трубку можно залить свинцом, чтобы увеличь массу. При плавлении свинца очень важно соблюдать правила техники безопасности!
В ряде случаев разрешено заменить стальные полоски прочной проволокой или арматурой. Такой вариант обеспечит более качественное сцепление с каменистым и покрытым густо растительностью дном. Можно ориентироваться по чертежу, чтобы не допустить ошибок.
Что стоит помнить при создании инвентаря
Масса якоря должна равняться десятой части судна. Это – обязательное условие! Больший вес может затопить надувную лодку, а более легкая конструкция не сможет выполнять свою функцию.
Нужно и правильно подбирать трос – он должен быть изготовлен из синтетических волокон, которые отличаются устойчивостью к колебаниям температуры и механическим повреждениям. Чем длиннее трос, тем более устойчивым является положение судна, особенно при сильном ветре.
Как уберечь якорь от утопления
Изготовление якоря – только один этап, причем не самый важный. Главное – уметь правильно использовать свое изделие, фиксируя на дне. Для этого требуется опыт, поэтому нужно запастись терпением, чтобы научиться забрасывать якорь, как истинный моряк.
Поскольку самым популярным среди рыбаков является тип «кошка», подробно опишем правила обращения с ним. Привязывать приспособление следует за нижнюю петлю, используя нейлоновую веревку или тонкую стяжку. Благодаря таким материалам вы не рискуете порвать трос, если резко дерните якорь.
Если течение очень сильное, нужно установить две «кошки» – на носу и корме. Плавсредство должно располагаться продольно направлению течения, чтобы его не перевернуло движение воды. Против течения можно устанавливать судно только с дополнительными утяжелителями.
Вдоль потока реки необходимо размещать лодку следующим образом: нужно зайти немного вверх по течению ожидаемого места простоя и закинуть якорь, подбирая прочность веревки в зависимости от веса изделия. При установке двух «кошек» следует устанавливать вторую только после натяжения первого троса по направлению течения.
Видео
В этом видео вы можете ознакомиться с подробной инструкцией по изготовлению конструкции типа «кошка» своими руками.
Выбираем и собираем якорь для ПВХ-лодки своими руками
Каждый рыболов мечтает обладать плавсредством. Самое доступное из них – лодка ПВХ. Многие изготавливают якорь для лодки ПВХ своими руками. Якоря служат для удерживания судна на определенном месте в заданном положении. Основной (носовой) груз отвечает за сопротивление лодки ветру, волнам и течению, а кормовой (верп) – за осевое расположение лодки относительно сектора облова и за безопасное поднятие со дна. Якоря для надувных лодок являются еще и средством безопасности при ловле в условиях нахождения берега с подветренной стороны. Рыбалка – занятие азартное и увлекательное, очень легко упустить момент, когда ветер или течение отнесет плавсредство дальше, чем нужно. Выгребать после этого против подводного течения обратно к суше может оказаться трудной задачей.
Российские рыбаки – люди экономные и умелые, поэтому чаще всего они предпочитают изготовить тормозное приспособление для лодки своими руками. Использование подручных средств (кирпичей, камней, кусков железа) несет неудобство в транспортировке, потерю времени на крепление и опасность повреждения самого средства. Кроме того, их использование возможно лишь на водоемах с каменистым дном, в остальных случаях они малоэффективны. Именно поэтому настоящие рыбаки предпочитают изготавливать самодельные якоря для лодок ПВХ.
Среди множества конструкций наиболее распространены следующие виды самоделок:
- система Курбатова;
- “кошка”;
- система Дэнфорта.
Система Курбатова и пирамидальный якорь
Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с. Конструкция представляет собой раздвоенный хомут из крепкой проволоки и одной лапы с наклоном в 45º. Удлиненный шток гарантирует проникновение лапы в грунтовое дно независимо от угла падения. Такое изделие обладает компактностью и небольшим весом. Для изготовления понадобятся следующие материалы:
- стальная проволока диаметром 7-8 мм;
- лист стали толщиной 3 мм;
- прут из стали диаметром 13-15 мм.
Имея чертежи и сварной аппарат, сделать подобную конструкцию своими руками несложно:
- проволоку изгибают в форме веретена, к верхней части которого приваривают планку;
- шайбы и планку для фиксации лапы в раскрытом положении приваривают к штоку;
- полосу металла приваривают к концам веретена, соединяя их между собой.
Система Курбатова отлично подходит для лодок ПВХ длиной до 5 м. Вес ее составляет 2-3 кг, поэтому при рыбалке на водоемах с заметным течением следует предусмотреть возможность крепления дополнительного груза массой 4-5 кг. Желательно изготовить брезентовые чехлы для утяжелителя и самого якоря, чтобы не повредить материал резиновой лодки.
Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с
Пирамидальный якорь для относится к классу гравитационных. Его изготовление возможно в двух вариантах:
- Заливной. Понадобится около 5 кг свинца, добываемого обычно из выработавших свой ресурс автомобильных аккумуляторов, кусок стальной проволоки и листы железа. Из листов составляется форма, образующая вид пирамиды, которую заполняют расплавленным свинцом. Проволоку скручивают в кольцо и вставляют в неостывший до конца свинец.
- Составной. Понадобятся листы металла разного размера и шпилька с нарезанной резьбой. Куски металла просверливаются по центру и набираются на шпильку, начиная с меньшего по размеру. Набрав необходимое количество грузов, всю конструкцию фиксируют с помощью гайки. Весомым плюсом является простота устройства и возможность регулировать его массу, при необходимости добавляя или убирая листы металла.
Какой вариант будет удобнее в использовании, выбирает сам рыболов.
Якорь для лодки ПВХ (видео)
Якорь-кошка
Рыбаки предпочитают легкие якорьки для надувных лодок, которые при наличии сильного ветра можно просто оборудовать дополнительным весом. Немалую роль играет компактность конструкции и отсутствие острых выступающих элементов или граней. Этим требованиям полностью отвечает конструкция “кошка”, имеющая несколько модификаций:
- разборная с лапами под углом 90º;
- складная с различными углами наклона лап.
Изготовление якоря в разборном варианте потребует следующих материалов:
- 2 полосы из стали толщиной 4 мм, длиной 260-270 мм и шириной 40 мм;
- стальная трубка диаметром 250 мм и длиной 270-300 мм;
- гайка и втулка, подходящие по диаметру для стальной трубки 25 мм;
- 2 кольца для крепления веревок.
По центру стальных полосок высверливаются отверстия. Втулка вставляется в трубку, полоски монтируются на ее выступающую часть и крепятся с помощью гайки. Металлические кольца располагаются в верхней и нижней частях конструкции. Сама трубка может быть залита свинцом для увеличения массы. Нижнее кольцо и второй канат отвечают за подъем якоря и освобождение лап из грунта. В упрощенном варианте металлические полоски заменяют на толстую проволоку или арматуру диаметром 4 мм без нижнего крепления. В этом случае при вытягивании кошки лапы, освобождаясь, разгибаются – это настоящий якорь-“незацепляйка”.
Складная кошка выглядит похоже, но благодаря скользящей муфте и раздельному шарнирному креплению лап на штоке она имеет возможность складываться. При крайнем нижнем положении муфты лапы раздвигаются и фиксируются, а при крайнем верхнем – смыкаются. Часто лапы крепятся к штоку с помощью медных шплинтов, что при критическом зацепе позволяет сохранить самодельный якорь – мягкие вставки срезаются, освобождая всю конструкцию.
Якорь Данфорта
Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой. Основное отличие от других изделий состоит в удлиненной нижней поперечине, не дающей изделию опрокинуться при соприкосновении с дном. Плоские лапы устройства имеют треугольную форму и расположены близко друг к другу, что обеспечивает дополнительную устойчивость в рабочем положении. Главное преимущество якоря Денфорта является одновременно и его недостатком – в некоторых случаях он так глубоко зарывается в дно, что его крайне трудно или невозможно вытащить.
Самоделка потребует следующих материалов:
- стальная трубка диаметром 30 мм и длиной 600 мм;
- листовая сталь толщиной 3-4 мм;
- 2 гайки М5;
- 3 гайки М8;
- болт 8 х 60;
- 2 шайбы Д8;
- 2 болта 5 х 35;
- рым-гайка и болт к ней;
- металлическое кольцо.
Из листовой стали по трафарету вырезаются две треугольные лапы со скошенными углами. Стальная трубка разрезается на две части – 400 мм и 200 мм. В более коротком отрезке делают 2 пропила, подходящие по размерам для лап. В центре вырезается секция длиной 34 мм и глубиной немного больше половины диаметра трубки. Высверливается 5 отверстий – 1 под рым-гайку по центру заготовки, 4 для монтажа лап (с каждой стороны по 2). В прорези вставляются лапы и просверливаются соосно с отверстиями в трубке.
Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой
На втором отрезке с одной стороны сверлятся отверстия под кольцо, а с другой – делаются косые спилы с таким расчетом, чтобы обеспечить вращение относительно короткого (200 мм) куска трубки. В оставшихся ушках сверлятся отверстия под болт М8.
Схема сборки выглядит следующим образом:
- К короткому отрезку прикручивается рым-гайка, к ней будет крепиться канат для извлечения приспособления из грунта.
- Соединяются болт, шайба и гайка – это заготовка для оси вращения.
- Более длинный отрезок трубки вставляется в короткий, а через отверстия на нем продевается ось вращения и фиксируется гайкой. Затем накладывается шайба и ось окончательно затягивается с помощью еще одной гайки.
- С помощью болтов монтируются лапы, а для исключения люфта в торцы трубки забиваются деревянные заглушки.
- В верхний конец длинной трубки вставляется кольцо для основной якорной веревки.
Если устройство требует утяжеления, то в полую трубку заливают свинец. Из минусов можно выделить одно свойство якоря – он плохо подходит для дна, усыпанного галькой.
Якорь своими руками (видео)
Другие известные системы
Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века. Его особенность – длинные и плоские качающиеся лапы, закрепленные на коробке. Сама коробка свободно ходит на нижней поперечине штока, а к ней крепятся приливы, отвечающие за поворот лап. При падении на дно изделие ложится плашмя, после чего приливы поворачивают лапы для углубления в грунт. К серьезным недостаткам устройства относятся неглубокое проникновение лап в дно и слишком широкое их расположение, из-за чего якорь часто выворачивает.
Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века
Якорь Матросова отличается от устройства Холла дополнительными щечками на штоке. Обладает хорошей удерживающей силой, но на песке работает хуже, чем на гальке. Недостаток, как и у Холла, заключается в заклинивании подвижной коробки.
Модель системы “Плуг” представляет собой лемех, закрепленный шарнирно на поперечине штока. Легко проникает сквозь придонную растительность, но на илистом дне работает не так хорошо, как на песке или мелких камнях.
Якорь, выставленный в магазине, может иметь довольно высокую цену, при этом всегда существует опасность приобрести продукцию с заводским браком. В наше время рыболовы предпочитают изготовить такое приспособление для надувной лодки своими руками – это гарантирует получение именно того, что необходимо для успешной рыбалки.
Якорь для лодки ПВХ
Выбор якоря всегда являлся актуальной проблемой для всех рыбаков, которые предпочитают ловить рыбу с лодки. Качество работы якоря зависит от множества составляющих, которые невозможно собрать в одной модели, поэтому идеального и универсального якоря просто нет. Поэтому якорь для лодки ПВХ очень трудно выбрать.
Можно купить якорь в магазине или попытаться сделать его своими руками. Магазинная модель несколько отличается от самодельной, поэтому нужно учитывать все характеристики и склониться к выбору той или иной модели осознанно.
Как сделать якорь для лодки ПВХ своими руками чертежи и фото
Ловить без якоря в условиях течения, даже самого слабого, просто невозможно. Некоторые могут подумать, что на водоеме без течения можно отлично рыбачить без якоря, но это вовсе не так. Практически на всех водоемах есть подводное течение, бывают редкие исключения.
Также выбраться на рыбалку в безветренную погоду иногда просто нереально, поэтому иметь с собой якорь для лодки ПВХ обязательно. Рыбак, оснащенный якорем может решить гораздо больше задач на водоеме. А учитывая тот факт, что сделать якорь самостоятельно не очень сложно, то недооценивать его не стоит.
- Модель якоря Холла.
- Всем известный якорь-кошка.
- Нашумевший якорь-Курбатова.
- Якорь напоминающий по форме грибок.
- Универсальный якорь Денфорта, который подходит для рыбалки в любом водоеме.
У каждого вида якорей существуют свои недостатки, но большая часть из них перекрывается наличием преимуществ. Для того, чтобы детальнее разобраться со всеми плюсами и минусами стоит подробнее рассмотреть процесс изготовления каждого типа якоря.
Простая модель разборного якоря
- Отрезок металлической трубы диаметром 2.5 сантиметра и длиной порядка 27 сантиметров;
- Гайка и втулка;
- Два меньших отрезка металла и два больших;
- Два металлических кольца;
- Свинец – около 2 килограмм.
Процесс сборки простой модели разборного якоря выглядит следующим образом:
- Необходимо закрепить втулку на конце трубы.
- Четыре металлических отрезка будут отыгрывать роль лап якоря.
- Всю конструкцию необходимо зафиксировать с помощью гайки.
- Внутрь трубки необходимо залить нагретый свинец (требуется для увеличения веса).
Сварной якорь Курбатова
Для изготовления такого якоря потребуется меньшее число деталей, только рыболов должен иметь минимальные знания и навыки работы со сварочным аппаратом. Из-за сварной конструкции процесс сборки значительно упрощается, а количество деталей уменьшается.
- Стальной прут;
- Проволока из стали;
- Небольшие отрезки металла.
Процесс изготовления выглядит очень просто и все размеры указаны на схеме:
- Согните из стальной проволоки фигуру похожую на веретено.
- Приварите остальные детали к полученной конструкции.
- Якорь будет удерживаться на дне за счет веса отрезков металла.
Якорь-кошка
Для надувных лодок этот тип якоря считается оптимальным и будет служить вам отлично. Основным преимуществом такого якоря является его компактность, ведь в сложенном состоянии вся конструкция займет минимальное пространство внутри лодки.
Небольшой вес якоря имеет свои преимущества при транспортировке, но на сильном течении и при высокой скорости ветра придется добавить конструкции веса. Лапы фиксируются к веретену согнутому из тонкого металла, либо толстой стальной проволоки. Можно изменить их расположение несколькими простыми движениями.
Процесс изготовления такого типа якоря наглядно проиллюстрирован на схемах и фото.
Пирамидальный якорь
Этот тип якоря получил свое название из-за того что для его изготовления придется сделать конструкцию в форме пирамидки. Чаще всего рыбаки применяют для изготовления листовой металл. В эту форму необходимо залить свинец, для придания конструкции дополнительного веса.
Для обеспечения комфортного крепления якоря необходимо вставить кусок проволоки до того момента, как свинец остынет. Это позволит проволоке прочно закрепиться в якоре к моменту остывания свинца и надежность такой конструкции будет весьма большой.
Есть иной способ изготовления такого якоря без применения свинца. Вам потребуется закрепить металлические пластины так, чтобы образовалась пирамида (размер пластин должен быть разным). Это очень удобный способ, так как вы можете добавлять и удалять пластины увеличивая или уменьшая массу изделия.
Для быстрой замены пластин и изменения их количества необходимо просверлить в каждой по сквозному отверстию, а вместо проволоки вставить шпильку. Такая конструкция надежно фиксируется с помощью гаек. Пластины необходимо набирать по возрастанию, то есть чтобы самая большая была вверху.
Как сделать самодельный якорь для надувной лодки
Для начала рыболову нужно определится с тем необходим ли якорь для лодки ПВХ или можно комфортно рыбачить без него. Основные предназначения якоря заключаются в сохранении равновесия судна, что влечет за собой обеспечение безопасности пассажиров и рыболова. Якорь позволит зафиксировать лодку в одной точке без других манипуляций.
- Он должен весить порядка 10% от массы пустой лодки;
- Вес должен быть больше, чем 1% от всей длины судна.
Основные требования к якорю
Для того, чтобы сделать хороший якорь необходимо правильно рассчитать основные показатели и опираться на них во время изготовления:
- удостоверится о наличии на водоеме волн либо их отсутствии и примерной их высоте;
- приблизительно знать максимальную силу ветра в ваших широтах;
- какого типа дно в вашей лодке ПВХ;
- подобрать якорный трос с правильными свойствами и характеристиками.
На трос приходятся максимальные нагрузки, поэтому стоит позаботиться о его прочности. Примерная нагрузка на трос равняется десяти массам якоря.
- надежные синтетические канаты, которые практически не поддаются гниению;
- реже применяются тросы из натуральных материалов.
Вы не сможете отыскать якорь, идеально подходящий под все условия рыбалки.
Прежде чем сделать якорь для лодки ПВХ своими руками необходимо провести некоторые наблюдения и исследования, а уже после этого начинать процесс изготовления и отправляться на водоем с лодкой:
- прежде всего необходимо владеть информацией о погодных условиях на водоеме;
- выбрать оптимальный тип и конструкцию изделия;
- найти и подготовить все материалы, требующиеся для изготовления;
- изучить советы от опытных рыбаков, чертежи и фото якорей в глобальной сети.
- якорь должен обеспечивать надежную фиксацию плавательного средства в одной точке;
- конструкция должна легко доставаться с зацепов (иначе есть огромный риск потери изделия);
- он не должен быть слишком легким или тяжелым;
- должен быть компактным и не занимать много свободного пространства внутри лодки;
- материал должен поддаваться коррозии на минимальном уровне;
- подходить под дно в конкретных условиях рыбалки.
Плюсы якорей сделанных своими руками
Рыболовы очень часто забывают якорь дома, или у них просто нет возможности купить его или изготовить самостоятельно. Тогда в ход вступают разного рода подручные средства, которые обладают большой массой: гири, камни, кирпичи и прочее.
Эффективность подручных средств, использованных в качестве якоря слишком низкая, но у этого явления есть свои объяснения:
- большой вес сильно сковывает движения рыбака внутри лодки при управлении ею;
- надувную лодки можно легко повредить острыми углами;
- процесс надежной фиксации камня к веревке занимает много времени.
Применения подручных средств в качестве якоря оправдано лишь в условиях рыбалки на водоеме с каменистым дном.
Покупка якоря в магазине не гарантирует полноценное выполнение функций отведенных к нему.
- высокая цена на надежные модели;
- дешевые якоря часто продаются бракованными или с недостающими деталями.
Исходя из таких особенностей сделать якорь для лодки ПВХ своими руками является одной из лучших и оптимальных идей. При изготовлении якоря самостоятельно вы сможете учитывать как личные предпочтения, так и все особенности водоема и условия ловли.
Выбор оптимального якоря
Опытные рыболовы и охотники покупают якорь вслед за лодкой, так как знают что без него рыбалка превратится в испытание, но никак не станет отдыхом. Но правильно выбрать это изделие может далеко не каждый рыболовы.
Основным критерием выбора якорей является вес лодки со всей экипировкой. Опытные рыболовы уже давно проверили экспериментально каким должно быть соотношение веса якоря к массе лодки и обнародовали результаты:
- При весе судна до 150 кг необходимо выбирать якорь массой 1.5 килограмма, и фиксировать его на веревку диаметром около 2 миллиметров.
- Если ваша лодка весит 150 — 200 килограмм, то масса якоря должна составлять порядка 2.5 килограмм.
- Лодки весом от 250 до 500 килограмм необходимо оборудовать якорями около 3.5 килограмм.
- Если катер или лодка весит от 500 до 750 кг, то вес якоря должен составлять порядка 7.5 килограмм.
Если вы рыбачите на водохранилище с огромным количеством коряг на дне, то есть большой риск потери якоря. Если вы рыбачите на подобном водоеме, то следует привязать к якорю буй.
Можете заменить бой пустыми пластиковыми бутылками или пенопластом, некоторые применяют деревянные доски. В таком случае, оторвать якорь для надувной лодки ПВХ сводится к минимуму и вы сможете рыбачить без опасения.
Источники:
http://fb.ru/article/447666/yakor-denforta-opisanie-trebovaniya-k-ustroystvu-cherteji-i-razmeryi
http://vopros-remont.ru/zagorod-i-stroika/yakor/
http://zen.yandex.ru/media/id/5be1eba9d28a2200aae215e0/5cffb4bd2eda9900ac611196
http://fisherhook.ru/2017/04/vyibiraem-i-sobiraem-yakor-dlya-lodki-pvh-svoimi-rukami/
http://fishermanblog.ru/yakor-dlya-lodkikh-pvkh.html