Электро лодочный мотор
ТОП-5: обзор лодочных электромотором, преимущества и недостатки, цена
У рыбаков наиболее распространенным средством передвижения являются надувные лодки, на которые установлен лодочный электромотор, поскольку большие расстояния преодолевать на веслах достаточно тяжело.
Конечно, есть еще моторы бензиновые, которые хороши для больших расстояний. Поэтому каждый рыбак решает вопрос, какой лучше купить мотор – электрический или топливный.
Разберемся, какие плюсы характерны для моторов лодочных электрических и минусы.
Достоинства моторов электрических
К ним относят:
малошумность в сравнении с аналогами, работающими на бензине;
плавность, обеспечиваемую в любом режиме стабильностью числа оборотов, что очень кстати, когда по воде двигаются с минимальной скоростью;
малый вес, облегчающий транспортировку плавсредства;
надежность. Срок эксплуатации электродвигателей выше, чем у бензиновых аналогов благодаря меньшему количеству деталей;
простота настройки, позволяющая управлять лодкой легко;
экологичность – один из основных факторов в наше время, позволяющий сохранить окружающую среду;
использование аккумуляторов, питающих двигатели, заряжать которые не составляет труда. Все, что нужно для этого – немного времени и обычная розетка;
Минусы
Их меньше, но, к сожалению, они есть:
недостаточная мощность электрического мотора для лодки ограничена небольшими размерами двигателей. Хотя развиваемую лодками с моторами электрическими скорость малой не назовешь, она отстает от бензиновых;
ограниченная автономность работы. Составляет она 3-5 часов;
невозможность пополнения энергией вдали от цивилизации. Этот недостаток доставляет наибольшее неудобство для рыбаков. Использование автогенератора проблему не решает.
Конструктивные особенности
Состоит лодочный электромотор из:
электрической схемы управления, совмещенной, как правило, с румпелем. Последний снабжен телескопической ручкой (почти всегда), чтобы удобнее было производить настройку и контролировать без усилий все режимы. Лодочные электрические моторы в основном имеют от 4 до 5 скоростей для передвижения назад и 2-3 задних, функционирующие в реверсном режиме;
собственно двигателя, который опускается под воду. Продолжением последнего является винт, соединенный с ротором. Такая конструкция делает мотор простой конструкцией, которой не нужно большое количество передаточных деталей, подвергающихся в процессе эксплуатации износу. В данном случае может возникнуть необходимость в замене единственной детали –токосъемных щеток.
С электроникой электромотор для лодки соединяется с помощью штанги, регулируемой по глубине погружения, что дает преимущества при движении по мелководью. Есть у нее и иными достоинствами: для их изготовления применяют специальные металлы, отличающиеся гибкостью и не позволяющие приспособления при столкновении с подводными препятствиями получать значительные повреждения.
Электромоторы лодочные запускаются единоразовым нажатием тумблера, что занимает гораздо меньше времени, чем нужно для пуска топливного агрегата. Скорости переключать можно как в ручном, так и в ножном режимах. Рыбакам это важно, поскольку руки остаются свободными.
Работа электромоторов лодочных основана на функционировании реечного механизма, подсоединенного при помощи кабеля к педали, и позволяющего изменять скорость и направление движения плавсредства нажатием ноги. При этом, управлять можно, находясь в любом месте.
Некоторые компании (Minn Kota, например) пошли еще дальше, снабдив лодочный мотор беспроводным пультом управления.
Как выбрать лодочный электромотор
Прежде, чем купить мотор для лодки, важно определиться с тем, в каких условиях она будет использоваться.
Важным критерием выбора является мощность, зависит которая от размеров лодки и грузоподъемности, т.е. она возрастет, если увеличивается вес лодки.
Скорость почти у всех моделей одинакова и составляет 5-7 км/ч. Но переключение передач разное: плавное позволяет выбрать точнее скорость. Однако его схема более сложная, значит, и менее надежная в сравнении с переключением дискретным.
Обратить внимание рекомендуется еще на один показатель – массу лодочного мотора электрического, которая важна при транспортировке. Популярные модели имеют массу 5-12 кг.
Ниже приводится ТОП-5 наиболее популярных моделей.
ТОП-5: Moratti Buddy 34
Вес электромотора для лодки ПВХ лежит в пределах 300-1200 кг. Мощность его 0,52 лошадиных силы. Он идеально ведет себя на мелководье благодаря двум лопастям и винту, на который не наматываются водоросли.
Рассчитан он на 5 передач передних и 2 задние, позволяющих разворачиваться быстро и в нужном режиме заниматься троллингом.
Опасаться, что заряд батареи, приобретаемой отдельно, закончится в центре водоема не стоит, потому что, этого не допустит встроенный индикатор зарядки. Фиксируют лодочный мотор надежно с помощью кронштейна на транце лодки ПВХ и закручиваемых до нужной позиции винтами.
Работает двигатель практически бесшумно, поэтому рыбу не распугает и можно надеяться на хороший улов.
Удобное управление обеспечивает телескопическая конструкция рампеля, способного приниматься наклонное положение.
Технические параметры
Потребляемый ток (максимальный) – 0,52 л.с.;
Батарея – 12В (не входит в комплектацию);
Румпель выдвижной для управления регулируется по вертикали — +/- 30;
Самый мощный электромотор для лодки
Какой лодочный электромотор считать самым мощным? Тот, который потребляет большую мощность от аккумуляторной батареи? Или может быть тот, который легко толкает вперед даже тяжелую лодку, потребляет маленький ток и долго работает от аккумуляторов?
Бензиновый и электрический моторы для лодки
Лодочные электромоторы могут развивать ту же тягу, что и двигатели внутреннего сгорания обладая при этом значительно меньшей мощностью на валу. Это происходит благодаря различной форме кривых крутящего момента электрического и бензинового двигателей. У двигателя внутреннего сгорания график крутящего момента имеет выраженный пик, из-за которого максимальный момент доступен только в ограниченном диапазоне оборотов вала. Зависимость крутящего момента от оборотов у электродвигателя гораздо более плоская и его достаточно при любой частоте вращения
Максимальный крутящий момент и мощность – это важные характеристики двигателя. Момент определяет способность быстро ускоряться и тянуть груз, а мощность (приведенная к весу) максимальную скорость. Крутящий момент зависит от числа оборотов вала. У разных типов двигателей эта зависимость имеет свой вид. У электродвигателя скорость преобразования энергии от аккумуляторной батареи не связана с частотой вращения вала. В двигателях внутреннего сгорания с ростом числа оборотов давление и температура возрастают и достигают оптимального сочетания при определенной частоте вращения на которую и приходится пик крутящего момента.
Пологая характеристика момента позволяет устанавливать на лодочные электромоторы более эффективные гребные винты. КПД гребного винта у некоторых электромоторов для небольших лодок в три раза выше, чем у подвесных бензиновых двигателей того же класса.
Какая бывает мощность
Производители лодочных моторов используют разные виды мощности. Встречаются мощность на валу, потребляемая мощность и даже тяга. Поэтому прежде чем сравнивать лодочные электромоторы различных марок нужно привести имеющиеся данные к «общему знаменателю»
Единый критерий для сравнения важен. Мощности, измеренные в разных местах, существенно отличаются друг от друга. Мотор, развивающий на валу 4 л. с., на винте выдает всего 1 л.с.
Потребляемая мощность, на валу и на винте
Потребляемая мощность – часто используется как характеристика электродвигателя для лодки (мощность = ток х напряжение). Измеряется в Ваттах или лошадиных силах. Производители бензиновых или дизельных лодочных моторов этот вид мощности не используют. Однако для двигателя внутреннего сгорания потребляемую мощность также можно посчитать, если умножить теплотворную способность топлива на его расход.
Мощность на валу – используют производители подвесных бензиновых лодочных моторов. Этот вид мощности считается также как у автомобиля (мощность = крутящий момент х угловая скорость). Единица измерения – лошадиные силы или ватты. Мощность на валу учитывает потери в редукторе, но не учитывает потери на винте, которые составляют от 20 до 70%.
Мощность на винте – более ста лет служит общепринятой характеристикой двигателя в судостроении. Учитывает все потери мощности и определяет энергию, передаваемую лодке двигателем.
Тяга лодочного электромотора
Во время вращения винта на поверхностях лопастей возникает подъемная сила. Составляющая этой силы направленная по оси движения лодки называется упором или тягой. Она характеризует ту часть подъемной силы, которая толкает судно вперед.
Полезная мощность, производимая лодочным винтом, равна его тяге, умноженной на текущую скорость лодки. В характеристиках электромоторов производители всегда указывают максимальное значение тяги. Сделать по ней вывод о мощности электромотора на винте без установки датчиков и проведения измерений нельзя.
Тягу определяют в ходе испытаний, во время которых лодку соединяют с пирсом динамометром и заставляют двигаться вперед. Проверку проводят на спокойной воде, в безветренную погоду, на достаточной глубине и расстоянии от берега. Для носовых лодочных электромоторов значение тяги чаще всего указывают в фунтах силы (lbs).
Потери мощности в лодочном электромоторе
Общая эффективность силовой установке на лодке с двигателем внутреннего сгорания около 15%. Для судна с электромотором такой показатель – непозволительная роскошь. Считается, что лодочный электродвигатель работает эффективно, если с учетом потерь на винте его КПД около 50 %. При этом КПД электромотора должен быть не менее 80%, а винта не мене 63%.
Потери мощности пропорциональны сопротивлению проводника и квадрату протекающего через него тока. Если ток возрастает вдвое, потери возрастают в четыре раза. Если ток растет в десять раз, потери увеличиваются в сто. Уменьшить ток и потери можно, если повысить напряжение в цепи.
Общепринятое на сегодня напряжение мощных лодочных электромоторов 48 вольт, но для небольших лодок подходят и 24-вольтовые модели. При силе тока 50 А максимальная мощность электромотора в 12-вольтовой системе составит 600 Ватт, а в 24 Вольтовой – 1200 Ватт
Второй способ снизить потери в цепи постоянного тока – это увеличить сечение кабеля. Правильно подобранный кабель повышает эффективность и безопасность электрической системы, устраняет локальный перегрев и снижает потери энергии.
Высокий КПД имеет винт с большим диаметром, шагом и низкой скоростью вращения. Однако с таким винтом может работать только мотор, развивающий высокий крутящий момент.
Редуктор служит источником дополнительного шума и потерь. В профессиональных электромоторах их стараются не использовать
Большинство гребных винтов для подвесных моторов небольших лодок созданы на основе испытаний проведенных еще в 1940–1960-х годах прошлого века. Общие принципы проектирования, появившиеся тогда, систематизированы в виде таблиц и графиков и используются изготовителями до сих пор.
При разработке современных винтов используют другой подход. Сначала на компьютере создают трехмерную модель, а затем шаг и кривизну профиля винта оптимизируют для каждого сечения с учетом изменяющихся вдоль диаметра условий обтекания потоком воды. Винты этого типа называют винтами с переменным шагом. Их потери меньше, а КПД выше.
Виды электромоторов
Подвесные
Подвесные электромоторы устанавливают на транце или реже на носу лодки. В стандартном исполнении электромотор соединяется с системой рулевого управления, в моделях с румпелем лодкой управляют поворачивая двигатель. Мощность румпельных электромоторов варьируется от 1 до 4 кВт, а у моделей с рулевым управлением достигает 15 кВт.
Как правило мощные подвесные электромоторы рассчитаны на напряжение 24-48 Вольт. 24 вольтовый электрический двигатель мощностью 2,2 кВт развивает на винте тягу 124 lbs и сопоставим по этому показателю с подвесным бензиновым мотором мощностью 6,5 л.с. Двигатель мощностью 15 кВт эквивалентен бензиновому мотору 35 л.с
В подвесных лодочных электромоторах используют асинхронные двигатели переменного тока или синхронные двигатели на постоянных магнитах. Оба типа двигателей бесщеточные, не имеют изнашивающихся частей и не требуют обслуживания.
Pod электромоторы
POD электромоторы подходят как для однокорпусных лодок и катеров, так и для катамаранов со сдвоенными двигателями. Электромотор состоит из блока управления и гондолы внутри которой установлен асинхронный или BLDC электродвигатель. Гондола аэродинамической формы крепится к днищу судна фланцами из нержавеющей стали между килем и рулем. Чтобы избежать вибрации на руле, вызванной турбулентностью за винтом, и снизить сопротивление потоку воды гондолу стараются располагать ближе к килю.
Выпускается две модификации POD электромоторов — фиксированная и поворотная. Поворотная модель соединяется с системой рулевого управления или румпелем и обеспечивает более высокую маневренность судна
Электрические лодочные моторы типа Pod имеют мощность от 1 до 25 кВт.
Бортовые лодочные электромоторы
В бортовой силовой установке электродвигатель устанавливают внутри судна и соединяют с винтом валопроводом. Бортовым моторам требуется принудительное охлаждение. В зависимости мощности электродвигателя оно может быть воздушным или водяным.
Установка бортового электромотора на лодку сложнее чем подвесного или POD. Дополнительно потребуется вал, муфта, сальник, втулка Гудрича (дейдвудный подшипник), дейдвудная труба. Валы электромотора и винта необходимо центрировать – они должны иметь общую ось. При неправильной установке возможны протечки через сальник
Электромоторы для профессионального использования
Если лодка или катер используется для перевозки туристов, организации экскурсий или водных прогулок, то электрическая установка может оказаться выгоднее двигателя внутреннего сгорания. Экономия достигается из-за более низкой стоимости энергии и практически нулевых затрат на техническое обслуживание.
Установка подвесного лодочного электромотора для профессионального использования Aquamot на небольшой катамаран
Сравнение показывает, что при коммерческой эксплуатации судна переход с бензинового на электрический двигатель окупается за 1-2 года. Однако для этого профессиональный лодочный электромотор должен отвечать определенным требованиям:
- Иметь высокий КПД – это позволит эксплуатировать его с аккумуляторной батареей меньшей емкости, снизит первоначальные затраты, время зарядки и стоимость потребляемой электроэнергии
- Быть простым и надежным — электромотор должен выдерживать ежедневную интенсивную нагрузку и иметь минимум лишних функций. Дополнительные возможности, такие как встроенный компьютер c GPS, повышают цену и могут стать источником неисправностей в будущем.
- Стоимость ремонта и технического обслуживания в течении периода эксплуатации должна быть минимальной
Катамаран с установленным лодочным электромотором отправляется к месту эксплуатации
Надежность
Корпуса профессиональных лодочных электромоторов отливают из алюминия, а затем дополнительно наносят многослойное антикоррозионное покрытие. Вал делают из нержавеющей стали, а винт из бронзы. Для защиты от коррозии устанавливают жертвенный анод
В мощных электромоторах для лодок используют асинхронные двигатели переменного тока или BLDC PM электродвигатели, которые также называют вентильными. Питание вентильных двигателей осуществляется от импульсных источников энергии. При этом импульсы напряжения подаются на обмотки статора в заданные моменты времени – при определенном положении ротора относительно статора. Положение ротора определяют датчики, которые, как и импульсный источник питания, в моторах небольшой мощности находятся на печатной плате, расположенной внутри подводной части электромотора.
Зеленая плата в центре электромотора — электронный коммутатор, который заменяет щетки и кольца. Слева та же плата в увеличенном виде. В окружении воды электронные компоненты иногда работают не стабильно и отказ всего одного элемента на плате влечет за собой выход из строя всего электромотора. Заменять приходится плату целиком — это увеличивает стоимость ремонта, время простоя электромотора и срок его окупаемости при профессиональном использовании
Внутри корпуса трехфазного асинхронного двигателя дополнительных электронных компонентов нет. На долговечность двигателя влияют только подшипники и обмотки, однако качество этих элементов в настоящее время таково, что асинхронные двигатели служат до 50 000 часов без осмотра и ремонта. Асинхронные двигатели просты, надежны и эффективны. КПД мощного электродвигателя 85-92%, что на 30% выше, чем у двигателя постоянного тока, и на 40-50% больше, чем у двигателя внутреннего сгорания.
Система безопасности электромотора для коммерческих лодок имеет как механические, например, заданный предел прочности киля, так и электронные средства защиты. Электромотор отключается при перегрузке по току, при пониженном и повышенном напряжении аккумуляторов
Экономичность
Высокий КПД достигается только при последовательном и тщательном улучшении всех элементов электромотора. Потерь мощности стараются избежать во всех узлах. Воздушный зазор в двигателе, конструкция ротора, изоляция обмоток оптимизируют на компьютере так, чтобы электродвигатель подходил для использования на лодках.
Корпуса двигателей и винты проектируют по тем же правилам, что и в коммерческом судостроении. Сначала рассчитывают обтекание подводных частей по трехмерной модели, а затем результаты проверяют на натурных гидродинамических испытаниях.
Редуктор, который устанавливают на некоторых моделях лодочных электромоторов не используют. Вместо этого вал электродвигателя напрямую соединяют с винтом, и конструируют двигатель таким образом, чтобы его обороты совпадали с оптимальными для винта
В результате во время движения электромотор не теряет мощность, не создает дополнительное сопротивление и способен долго работать на одной зарядке аккумулятора
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
Все о лодочных электрических моторах
Выбор электрического лодочного мотора считается непростым делом. Исходя из поставленной задачи следует определиться с выбором типа двигателя, его мощности, массы, способа регулировки скоростей, управления. В любом случае он должен быть надежным, чтобы не возникало проблем на воде.
Выбирая хороший мотор следует учитывать немало нюансов, таких как эксплуатирование в режиме «полного газа», поскольку не правильно подобранная вещь будет быстрей изнашиваться. Наша статья расскажет о том, как выбрать электрический лодочный мотор, и на какие параметры следует акцентировать наибольшее внимание.
Описание и основные характеристики
Электрические лодочные моторы являются прекрасным способом замены бензинового двигателя на небольшой лодке. Конечно же они уступают по своим возможностям топливному двигателю, но при своеобразных условиях идеально подойдут для рыбалки. Моторы на электричестве предназначаются для передвижения на более низкой скорости на малых водоемах.
Данные агрегаты идеально используются во время ловли рыбы на мелководье, поскольку рыба не любит пугающие громкие звуки. Электромоторы устанавливаются на небольшие лодки, изготовленные из дерева, пластика, ПВХ, резины, широко используются для рыбалки на небольшом озере, реке, имеющей небыстрое течение. Нередко они применяются в качестве вспомогательного двигателя на большом катере, лодке. Электрические агрегаты используются для:
- троллинга;
- рыбалки на спиннинг;
- подруливаний;
- маневренности на мелководье;
- перемещений по заросшему участку водоема;
- семейной прогулки по озеру.
Совет:поскольку мощности у электрического агрегата не всегда хватает для борьбы с встречным течением, то у него может довольно скоро исчерпаться аккумуляторный запас. Для использования моторов подобного типа рекомендуется начинать подъем в противотеченье, чтобы к точке схода возвращаться на веслах или сплавом.
Выбирайте модель электромотора с учетом его технических характеристик. Прежде всего следует обратить внимание на:
- Масса мотора имеет прямую зависимость от величины тяги. Обычно агрегат весит от 3 до 15 кг.
- Регулировка скоростей. Встречаются модели с плавной регулировкой, встречаются с переключателем передач.
Тягу, развивающую агрегатом. Она определяется в фунтах, где 1 единица равняется 0,453 кг. Рассчитывать необходимое значение тягового усилия следует из веса лодки с полным снаряжением. Так например, для лодки с водоизмещением около 500 кг, потребуется тяговое усилие в районе 30-33 фунтов. Если лодка имеет водоизмещение в пределах 1000 кг, то она будет нуждаться в тяге не менее 45 фунтов.
- Максимальное употребление тока является количеством потребляемого тока при наибольшей нагрузки. Этот показатель необходим для выбора аккумулятора, от него будет зависеть сколько времени будет функционировать агрегат, имея максимальную нагрузку, до полностью разряженного состояния. Обычно данные показатели варьируются около 50 А. К тому же на длительность работы оказывает непосредственное влияние загруженность и масса лодки, волнение водоема, изношенность аккумулятора, способ пользования агрегатом. Например, передвигаясь на 5 передаче двигатель, имеющий среднюю мощность, при наличии ветра 5 м/с. проедет около 3,5 часов. Сильный 100 А. аккумулятор при движении на 2 передаче во время обычной рыбалки может работать в пределах 9 часов. Если же применять электрический мотор лишь для перемены места рыбалки без использования пятой передачи, то аккумулятора хватает на день.
- Напряжение бывает 12 В. или 24 В.
- Длина дейдвуда необходима для выбора электромотора исходя из условий его эксплуатации, начиная от маленькой резиновой лодки, заканчивая 7 метровым катером.
Совет: во время рыбалки рекомендуется следить за индикатором заряженности устройства. Яркий огонек говорит о полноценной зарядке аккумулятора, а тусклый свет – об меньшем количестве заряда.
Способы управления
Имеются разные способы управления мотором электрического образца. Управлять можно при помощи:
- румпеля с располагающимся скоростным переключателем. При этом смена передачи происходит путем поворачивания ручки. Имеются модели, снабженные вариатором, плавно переключающие скорость. Румпель имеет конструкцию, позволяющую человеку настроить управление агрегатом, исходя из своих желаний. При данном управлении имеется педальное переключение скорости, но направлять движение средства все равно приходится путем поворота румпеля;
- педали. Является ножным вариантом управления и позволяет не только переключать скорости, но и направлять лодку. Данное приспособление нуждается в дополнительном свободном месте, что не подойдет для плав. средства малого объема. При наличии лодки большого размера освобождается рука, поскольку маневренность происходит путем переноса веса тела;
- пультом управления. Что будет удобно при нахождении мотора на «носу» лодки.
Основные отличия моделей
Все электрические моторы имеют некоторые отличия между собой. Прежде всего они отличаются следующими параметрами:
- мощностью.Большая мощность способна передвинуть больший размер лодки. Причем для более мощного агрегата требуется аккумуляторная батарея большей емкости;
количество скоростей, которое может доходить до 5.Также имеется реверсная скорость, при ее подключении винт вращается в другую сторону. Из-за чего лодка имеет возможность передвигаться вперед кормой. Имеются модели, не снабженные реверсным вращением. В таком случае, чтобы заставить судно двигаться в противоположном направлении, необходимо на креплении мотор повернуть в другую сторону;
- имеются модели лишь с 3 скоростями. Для старта предназначается первая скорость, для крейсерского передвижения потребуется вторая скорость, аккумулятор при ней разряжается минимально, для максимального движения используется третья скорость.
Плюсы и минусы электрического мотора
Лодочные моторы электрического типа имеют некоторые преимущества по сравнению с топливными агрегатами. Прежде всего они позволяют:
- благодаря бесшумности близко подходить к рыбе, пугающейся малейшего шороха;
- наслаждаться тишиной, при этом, не слушая тарахтенье двигателя;
- исключить выбрасывание вредных продуктов, тем самым не наносить вред водоему;
- поддерживать постоянство скорости во время троллинговой рыбалки;
- тихо передвигаться по стоячей воде;
- благодаря небольшому весу справляться с мотором в одиночку;
- установить агрегат даже в резиновую лодку.
Кроме того, данный вид мотора не требует технического обслуживания, консервации на зимний период, дополнительных расходов на масло, топливо, свечи. К тому же он стоит меньше, чем бензиновый двигатель в два раза, имеет легкий запуск. К недостаткам электроагрегата относится:
- ограничение скорости. Он развивает не больше 10 км/ч;
- невозможность движений на дальние расстояния;
- регулярная потребность в электричестве для подзарядки;
- наличие аккумулятора, весившего в 2 раза больше мотора.
Советы по эксплуатации
Для того, чтобы у выбранного электрического агрегата был больший срок службы, необходимо соблюдать следующие несложные рекомендации:
- важно плавно переключать скорости с интервалом в 3 секунды;
- запрещается переключать с 1 скорости сразу на 5, поскольку, таким образом, быстро разрядится аккумулятор;
- проводить регулярную смену щеток электродвигателя;
- поддержать оптимальный заряд энергии можно на 2-3 скорости;
- если произошла поломка винта, то его можно заменить самостоятельно.
Самодельный мотор
Некоторые умельцы, делая лодочный мотор своими руками, используют дрель, которая работает на аккумуляторе, так как у них схож принцип работы. Почти все элементы, находящиеся в моторе, имеются и в дрели. Однако при использовании самодельных агрегатов, следует помнить о том, что устройства промышленного производства являются герметичными и не позволяют воде попасть в основные узлы.
Если же все-таки человек решил использовать дрель не по назначению, то следует внимательно следить за тем, чтобы вода не проникала внутрь изделия. Малейшее проникновение воды может привести к поломке и, как следствие, к остановке судна.
Где покупают электрический мотор?
Покупать мотор для лодки следует в магазинах и на авторитетных сайтах, которые непосредственно занимаются продажей рыболовного оборудования. Ниже перечислены сайты, которые осуществляют их продажу:
- http://chel.lodka-pwh.ru/elektromotory/;
- http://jackboat.ru/catalog/lodochnye-elektromotory/;
- https://ru.aliexpress.com/popular/electric-boat-motors.html;
- http://v-lodke.ru/motors_type/electromotors/.
Ниже представлена таблица с примерами цен на электрические моторы для лодок в зависимости от модели.
Руководство по лодочным электрическим моторам
Удовлетворить потребности рыболовов в передвижении по водным объектам для поиска и ловли рыбы, где традиционные двигатели внутреннего сгорания не эффективны, призваны инновационные, экологичные, прогрессивные, бесшумные электромоторы.
Minn Kota Endura C2 30 – популярный экономный электромотор бюджетного класса
Электромотор – не замена топливному мотору, а надежный и вполне доступный помощник, с которым можно с легкостью маневрировать в трудных местах, на мелководье, небольших озерах и крупных водохранилищах без лишнего шума и вреда для экосистемы водоема.
Основные характеристики
Выбор модели электромотора будут определять характеристики, отличающиеся от привычных параметров при выборе двигателя на лодку или катер:
- Тяга или тяговое усилие, которое развивает электромотор. Определяется в фунтах LBS. 1 LBS равен 0,453 кг. Необходимое значение тяги определяют по таблицам в зависимости от снаряженного веса лодки. Перемещение лодки водоизмещением 500 кг требует тягу в 30–33 фунта, а лодки водоизмещением 1000 кг – 45 фунтов. То есть зависимость не прямо пропорциональная.
- Максимально потребляемый ток, А. Это ток, потребляемый при максимальной нагрузке. От этого показателя будет зависеть выбор емкости аккумулятора. От максимального потребляемого тока, емкости аккумулятора зависит время, которое будет работать мотор на максимальной нагрузке до глубокой разрядки аккумулятора.
- Рабочее напряжение. Все как в автомобилях либо 12 В. либо 24 В.
- Регулировка скоростей. Бывают моторы с плавной регулировкой скоростей, а бывают с переключением передач (2–5 вперед, 2–3 назад).
- Масса мотора, кг. Зависит от величины тягового усилия, конструкции. Находится в пределах от 3 до 15 кг.
- Длина дейдвуда, м. Позволяет подобрать мотор под любые условия эксплуатации от небольшой резиновой лодки до 7-метрового катера.
Управление
Управлять лодочным мотором возможно:
- румпелем;
- педалью, напоминающей пульт управления;
- ручным пультом управления.
На румпеле традиционно располагается переключатель скоростей. Поворачиванием «ручки газа» осуществляется переключение передач скоростей. В некоторых моделях имеется плавная регулировка скорости (вариатор).
Телескопическая конструкция румпеля позволит настроить управление мотором как удобно рыболову. При управлении румпелем, может иметься также педаль для переключения скоростей, однако, управление направлением движения все равно осуществляется поворотом румпеля.
Применение ножного управления требует наличие на полу плавательного средства свободного места, что непозволительно для лодки малого размера, где ручное управление целесообразнее. Но свободная рука, возможность управлять стоя ногой, когда вес тела на другой ноге, маневрировать при вываживании делает незаменимой ножную педаль.
Преимущества и недостатки
Электромоторы обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с двигателями внутреннего сгорания:
- бесшумность моторов позволяет подойти к пугливой рыбе на близкое расстояние, наслаждаться звуками природы, а не тарахтением двигателя;
- отсутствие вредных выбросов и использование топлива позволяют сохранить экологический баланс водоема;
- поддержание постоянной скорости при троллинговой рыбалке, на реках с небольшим течением или на озерах; медленное передвижение по стоячему водоему позволяет спиннингистам постепенно облавливать перспективные места;
- малый вес, позволяющий рыболову в одиночку справиться с мотором, и установить его на легкую резиновую лодку.
- электромотор позволяет маневрировать в трудных местах, лучше идти на электромоторе, чем грести веслами в заросшем камышом водоеме;
- легкий запуск мотора;
- нет необходимости периодического технического обслуживания и консервации мотора на зиму;
- малые габариты;
- отсутствие эксплуатационных расходов (топливо, масла, свечи);
- низкая стоимость; мотор, аккумулятор и зарядное устройство стоит в 2 раза дешевле бензинового двигателя.
Недостатки:
- ограничение по максимальной скорости передвижения в пределах 10 км/ч;
- бесполезность применения на реках с быстрым течением и сильном ветре;
- не предназначен для длительных и дальних переходов по водоему;
- привязанность к объектам электрической инфраструктуры для зарядки аккумуляторов;
- наличие тяжелого аккумулятора (20–30 кг), который весит в 2 раза тяжелее самого мотора.
Где используются
Преимущества и недостатки электромоторов и определили специфику их применения. Электромоторы устанавливают на небольшие лодки (деревянные, пластиковые, резиновые, ПВХ) для рыбалки и прогулках на озерах, небольших водохранилищах, реках со спокойным течением, а также как вспомогательный мотор на больших лодках и катерах.
Используют электромоторы в следующих целях:
- троллинг;
- маневрирование на мелководных участках;
- медленное передвижение на спиннинговой рыбалке;
- подруливание;
- перемещение по заросшим водоемам;
- простая прогулка по водоему на лодке с семьей.
Чем отличаются электрические лодочные моторы
Электрические лодочные моторы отличаются основными характеристиками, системой управления, конструкции, которые определяют выбор того или иного мотора под конкретные задачи.
Величину тягового усилия мотора определяет размерность лодки и масса перемещаемого груза. Чем больше и тяжелее снаряженная лодка, тем большее тяговое усилие мотора требуется.
Управление лодочными электромоторами отличается:
- по способу правления (румпель, педаль, дистанционное управление);
- по количеству скоростей (до 5 передач);
- по способу регулировки скорости (плавная регулировка, переключение передач);
- наличию реверса вращения винта для включения задней передачи (в некоторых моделях реверс не предусмотрен и для заднего хода необходимо поворачивать мотор вокруг своей оси на 180 градусов).
Различают электромоторы по длине дейдвуда: от 600 мм до 1350 мм.
В зависимости от месторасположения электромотора на лодке различают:
- Подвесные лодочные электромоторы, которые крепятся на транце лодки. Механизм крепления резьбовыми зажимами позволяет легко устанавливать и снимать электромотор на плавательное средство. Электромотор может устанавливаться рядом с основным двигателем.
- Навесные лодочные моторы, которые крепятся на кавитационной плите основного подвесного двигателя. Маневрирование лодкой осуществляется управлением основного двигателя. Скорость и направление вращения винта осуществляется дистанционно.
- Носовые (баковые) лодочные электромоторы, которые устанавливаются в носовой части лодок и катеров с жестким корпусом. Установка баковых моторов сложнее подвесных, и требует значительного места в носовой части. Крепятся на монтажную платформу.
Электромоторы бывают со встроенным аккумулятором и без него. Встроенные в мотор батареи обладают малой емкостью, меньшим весом, предназначены для непродолжительной работы (на 2-3 часа).
Переносные аккумуляторы, подразделяются на стартовые и тяговые батареи:
- Стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя и не могут значительное время выдавать необходимый ток, поэтому им требуется постоянная зарядка. Полный разряд таких батарей быстро выводит их из строя. Данные аккумуляторы используются в автомобилях.
- Тяговые аккумуляторы долго держат необходимый ток. Они не боятся глубокого разряда. Разряжаются батареи медленно и длительное время. Тяговые аккумуляторы служат в 5–6 раз дольше стартовых, но при этом стоят в 2 раза дороже стартовых. Для продления службы стартовых аккумуляторов необходимо не доводить его разрядку более чем на 50 процентов и постоянно подзаряжать. Вес данных батарей достаточно велик (до 30 кг), но они позволяют эксплуатировать мотор без подзарядки до нескольких суток.
Электрическая схема лодочного мотора
Схема электромотора проста. Электродвигатель находится в нижней части дейдвуда. В верхней части дейдвуда находится электронный блок управления, который отвечает за запуск, переключение скоростей, реверс вращения двигателя.
От блока управления идут провода к аккумулятору. Блок управления соединяется с двигателем посредством ноги-штанги (дейдвудом).
Как выбрать
Для выбора электромотора необходимо определить задачи, которые он призван решать, на какое плавательное средство будет устанавливаться, на каких водоемах будет использоваться, какую массу должен перемещать. В зависимости от тяги, длины дейдвуда, системы управления электромоторы используют на байдарках, надувных лодках, маломерных судах, катерах и корпусных лодках.
Для легких лодок подойдут исключительно подвесные электромоторы, которые можно установить только на транец. Они просты и удобны в управлении, доступны по цене.
Для лучшего маневрирования катеров и лодок, имеющих жесткий корпус, целесообразнее выбрать носовые электромоторы. Они имеют большую функциональность (работа с GPS устройствами), набор управляющих устройств (румпель, педаль, дистанционный пульт), и в то же время высокую стоимость.
Какой электромотор выбрать для лодки
Электромотор для лодки стал неотъемлемой частью комфортного перемещения по водной глади. Моторы совершенствуются с каждым годом, становятся более совершенными и для каждого, будь то или рыбак либо обычный среднестатистический человек, который просто собирается отдохнуть и прокатиться на лодке по любимому водоёму, найдётся мотор по душе.
Что такое лодочный электромотор?
Так что же представляет собой электромотор для лодки ПВХ? Обычно он состоит из двигателя с винтом и аккумулятора, они, в свою очередь, задают судну движение вперёд; на многие современные лодочные электромоторы ставят систему управления оборотами, что, в свою очередь, способствует плавному переключению передач, следовательно, делает поездку более плавной, «без рывков» и защищает аккумулятор, питающий мотор, от перегруза.
Электрический лодочный мотор также состоит:
Из штанги, к которой крепится непосредственно двигатель, штанга может настраиваться по высоте (эта настройка позволяет преодолевать мелководье),
- Струбцины скрепляют мотор с транцем лодки,
- Подвижный румпель — задаёт направление движения лодки
- И панель управления, с помощью которой можно задать нужные обороты (чаще всего данные моторы имеют 3–5 передач для движения вперёд и 2–3 в режиме заднего хода), включить задний ход или же начать движение вперёд. Электрические лодочные моторы подходят для надувных лодок, так как это является удобным и позволяет проявить скоростные и тяговые характеристики моторов на максимум.
Галерея: электромотор для лодки (25 фото)
Достоинства и недостатки
Рассмотрим недостатки и достоинства электромоторов для надувных лодок.
- Покупка тягового аккумулятора — необходим специальный аккумулятор, который будет поддерживать напряжение, обычный автомобильный не годится, т. к. предназначен для краткосрочных импульсов, тяговый аккумулятор имеет приличный вес, что также является минусом, да и о время сильных волн существует вероятность «замочить» батарею.
Но плюсов гораздо больше минусов, а отзывы – только положительные, поэтому давайте рассмотрим преимущества данных агрегатов:
Лёгкость в эксплуатации — уход прост и дешёв, необходимость в смазке практически отсутствует, а подготовка к зимнему хранению не требуется;
- Есть возможность сэкономить топливо, на данный момент — это особенно актуально, т. к. цены на бензин растут очень быстро;
- Бесшумность — приятный бонус,
- Экологичность;
- Возможность прохождения мелководья;
- Удобное управление — не нужно специальных навыков и знаний двигатель запускается за мгновение, а передачи переключаются быстро и незаметно.
Как выбрать лодочный электромотор?
Какой же мотор выбрать для лодки ПВХ? Практически все марки на российском рынке очень похожи и различаются по мощности и разница между производителями как раз в том, сколько промежуточных моделей от самого маломощного до самого мощного агрегата.
По ценовой категории данные моторы можно разделить условно на 3 сегмента: до 10 тысяч рублей — моторы, от которых не ждут высоких оборотов и мощности. Как правило, материалы сборки таких моторов являются более дешёвыми, а также данные моторы редко оснащаются системой плавного переключения скоростей. От 10 до 40 тысяч — моторы имеют мощность примерно равную 0.8 Л/C. Они оснащены плавным переключением передач и иногда имеют ножную систему управления и телескопический румпель. От 40 до 300 тысяч рублей, пожалуй, самые лучшие модели от производителей, отличающиеся высокой надёжностью, качеством сборки и имеющие высокую тяговую мощность.
Но чем выше тяговая мощность, тем большую ёмкость должен иметь аккумулятор, следовательно и цена таких аккумуляторных батарей будет выше. На данный момент самыми выдающимися фирмами, судя по отзывам пользователей, являются: Minn Kota, Water Snake, Haswing, Flover.
Выбирать мотор следует под размер плавательного средства и от поставленных задач. При габаритах плавательного средства длиной менее трёх метров и масса не достигает 500 килограмм, то пойдут двигатели с мощностью 0.3–0.4 л. с. Если же габариты от трёх до четырёх метров с максимальным весом до 850 кг, следует брать более мощный мотор 0.5–0.6 л. с. и для лодок чья длина более четырёх метров и грузоподъёмность более 1 тыс. кг нужны моторы от 0.8 л. с. и выше для комфортного передвижения.
Выбирая лодочный электромотор, следует планировать время работы мотора без подзарядки и исходя из этого подбирать аккумулятор необходимой ёмкости. Например, батареи ёмкостью в 75 А/Ч способны питать мотор до 1 дня и позволяют проехать на 5 передаче до 15 километров, а на 1 передаче до 20 километров. Аккумуляторы, имеющие ёмкость от 100 А/Ч, могут питать судно около 2 дней и могут, пройти до 25 километров на первой скорости. Ёмкость выше 100 А/Ч редко можно встретить, т. к. вес такой батареи может достигать 50–60 кг и требует специального зарядного устройства.
Стоит также обратить внимание на управление лодкой – этот параметр также зависит от габаритов лодки. Управления с помощью румпеля ничем не отличается от управления бензиновыми двигателями и производит вручную путём направления румпеля. Управление с помощью пульта управления является очень удобным, если габариты лодки большие, но цена такого дополнения высокая. Существует ещё один вид управления, где передачи, обороты и повороты контролируются ногами путём нажатия на педали (является отличным вариантов для любителей порыбачить со спиннингом или обычной удочкой).
Пользователи данных двигателей отзываются про положительные особенности электромоторов, из недостатков отмечают лишь малую тягу по сравнению с бензиновыми двигателями, но экономичность, простота использования и неприхотливость в обслуживании поражают и заставляют закрыть глаза на несущественный минус.
Лучшие лодочные электромоторы
Рассмотрим самые мощные и тяговитые электромоторы для лодок ПВХ. Из таковых можно выделить несколько действительно выдающихся экземпляров: Torqeedo Cruise 2.0 с мощностью на винте 1120 ватт, способный двигать лодку весом до 3 тонн; Minn kota terrova 112; Torqeedo travel 1003 s. Зачастую смотрят мощность на валу, но она не является объективной оценкой мощности двигателя т. к. потери мощности на винте достигают 70% от мощности на валу, поэтому необходимо анализировать мощность на винте — это является более рациональным и объективным показателем.
Для лодок ПВХ 320 возможна установка рекомендуемых изготовителем двигателей до 15 л. с. Для выхода на глиссирование данных лодок необходимо учитывать минимальную мощность двигателя т. е. плавательное средство выйдет на глиссирование если на каждую лошадиную силу приходится не более 30 кг веса. Таким образом, можем определить нужную мощность двигателя очень легко и просто мы суммируем вес лодки мотора пассажиров и багажа и делим на 30 на выходе получаем минимальное число лошадиных сил.
Выбор маломощного электрического мотора для лодки опасен, потому что во время небольшого ветра тяжёлую лодку может унести, мотор не сможет справиться с силой ветра, лодку может вынести на фарватер больших судов или на скалы, поэтому к выбору мощности двигателя под определённую лодку нужно подходить ответственно. То же касается и максимально допустимой мощности двигателя для судна, обычно такую информацию размещает производитель лодки на транце лодки, мощность, обозначенная там, является пределом по конструктивным особенностям лодки и её прочности.
Так же как и малая мощность двигателя, излишняя может привести к потере управления, перегрузке транца, что уменьшает расчётные характеристики плавучести лодки, а также может привести к разрушению лодки в области транца.
Таким образом, для надувной ПВХ лодки 320 подходит мотор с номинальной мощностью примерно 350 Вт, с румпельным управлением. Данные электромоторы будут относиться к низшей или средней ценовой категории. Из конкретных марок двигателей под 320-тую лодку можно выделить несколько экземпляров: Yamaha m12 – вес 9.5 кг, номинальная мощность 360 Вт, грузоподъёмность до тонны; Minn kota endura c 2 34 и другие аналогичные модели.
Электромоторы для лодок набирают популярность, соперничают с бензиновыми двигателями и уже нашли множество почитателей также они экономичные и бесшумные, что делает их очень привлекательными и удобными в эксплуатации при прогулке с семьёй или рыбалке на озёрах, реках и даже морях.
Пользуюсь Yamaha m12, малый вес и мощность порадовали!
Для прогулки с семьёй электромоторы подходят отлично.
Источники:
http://motocarrello.ru/jelektrotehnologii/1728-lodochnyj-jelektromotor.html
http://fisherninja.ru/knowlege-base/most-powerful-trolling-motors/
http://boatcity.ru/motor/elektricheskij.html
http://myownship.ru/motory/electro/rukovodstvo.html
http://34fish.ru/lodki/kakoy-elektromotor-vyibrat-dlya-lodki