17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство катера

Устройство и управление катером Часть. 1

Возможность отдыха на воде, даёт нам много эмоций, неважно активный это отдых или рыбалка, прогулка по узким протокам или путешествие ( круиз) и много другое. Много радостных и счастливых моментов приносит нам катер, но далеко не все знают, как он устроен и как им управлять. В этой статье я хотел бы рассказать Вам немного про устройство и управление.

Катер, это общее название малых судов, главное отличие катера от лодки, это наличие мотора в качестве силовой установки, от моторных лодок отличается стационарным способом установки мотора ( силового агрегата). Изначально катерами назывались лёгкие одномачтовые суда. Впрочем, широко распространены катера с каютами со спальными местами, с гальюном, при этом рассчитанные на установку нескольких именно подвесных моторов, нередко общей мощностью в несколько сотен л/с.

Рассмотрим вариант схематичного катера, яхта моторная, глиссирующая.

1.Стекляные двери 2.Трап на верхнюю палубу 3.Поручень 4.Флайбридж 5.Ходовые огни 6.Антенна Радиолокатора 7.Радиоантенна 8.Пост управления 9.Прозрачный брызгоотбойник 10.Матрас солярий 11.Остекление главной рубки 12.Кокпит 13.Швартовная утка 14.Кормовая палуба 15.Дверцы 16.Релинг 17.Световой люк 18.Лебёдка якорная 19.Якорь 20.Цепной ящик 21.Носовая палуба 22.Стол 23.Моторный отсек 24.Аварийный привод руля 25.Отсек привода руля 26.Аккумуляторный отсек 27.Камбуз 28.Гальюн 29.Иллюминатор 30.Носовая каюта 31.Водяной танк 32.Рундук 33.Гостевая каюта 34.Топливный бак 35.Ватерлиния

Так выглядит судно, позволяющее отдыхать на речных и морских просторах. Спальные каюты, удобные диваны, санузел, кухня, всё необходимое, что нужно человеку. Но не стоит забывать о том, что не так просто управлять всем этим большим набором удобностей!

Для управления любым типом моторного судна, необходимо пройти специальное обучение и получить удостоверение. Для этого есть школы, в которых научат Вас и расскажут всё в деталях, что к чему. Управление водномоторной техникой очень ответственное дело, не поленитесь, изучите всё в деталях, советуйтесь и спрашивайте уже у опытных капитанов.

Нужно учитывать, на управление судном влияет много факторов, ветер, течение, обводы катера, количество винтов и двигателей, вес катера и его загруженность, высота катера, его осадка и много другое.

Управление судном осуществляется за счёт поворотных колонок, рулевого пера.

Рулевое перо, эффектно работает, когда судно движется относительно воды либо на него отбрасывается поток воды от винта, даже при кратковременном включении редуктора на ход вперёд. Если перо руля стоит ровно, направленно строго в сторону носа, судно будет двигаться прямо, а если его отклонить в сторону то вода будет оказывать давление на него со стороны того борта, куда переложен руль, и поворачивает судно.

При движении вперёд, корма судна может разворачиваться в сторону вращения винта

На судне с двумя винтами один винт « левый», а другой « правый», и вращаются они в разных направления.

Такие суда гораздо более манёвренные За счёт одновременного противоположного вращения винтов поперечный упор полностью нейтрализуется.

Рулевые поворотные колонки и подвесные моторы, для управления направлением судна осуществляется с помощью винта, перо руля отсутствует. Управляется такое судно только при работающем двигателе, когда винт осуществляет вращение.

Степень влияния ветра на судно определяется силой ветра и его направлениям относительно курса судна.

В наибольшей степени на судно воздействует боковой ветер, когда оно стоит или движется малым ходом. В этом случае резко увеличивается дрейф ( боковой снос) судна, что нужно особо учитывать при движении в тесной гавани и стараться вести судно ближе к наветренной стороне.

На этом я бы хотел остановиться и продолжить в следующей статье, в ней я расскажу про подход к причалу и отход, разворот и сложные погодные условия.

Общее устройство судов и их основные элементы

Все суда независимо от их типа и эксплуатационного назначения имеют общие конструктивные элементы: корпус, надстройки и рубки, силовые судовые установки, судовые устройства, системы и трубопроводы, электрооборудование и оборудование помещений.

Корпусом судна называют водонепроницаемую оболочку той или иной формы (в зависимости от типа судна) и размеров, способную плавать на воде. Корпус большинства судов в оконечностях заканчивается прочными балками — штевнями, в носу — форштевнем, а в корме — ахтерштевнем (рис. 2). На судах (толкачи, толкачи-буксиры) взамен штевней в оконечностях ставят вертикальные торцовые стенки, которые называют транцевыми переборками; к ним делают подъем днища (лыжеобразные или санеобразные формы оконечностей).


Рис. 2. Схематический продольный разрез корпуса судна

Корпус судов состоит из обшивки и набора. Обшивку сваривают или склепывают из стальных листов, согнутых в соответствии с требуемой формой обводов судна. У неметаллических судов обшивку изготовляют из соответствующих материалов — железобетона, дерева или пластмасс. Со стороны внутренней части обшивку и палубу (для поддержания прочности и формы корпуса) подкрепляют системой балок, располагающихся в поперечном и продольном направлениях. Совокупность этих балок называют набором корпуса.

Суда внутреннего и смешанного («река — море») плавания в основном корпусе имеют одну палубу (перекрытие, идущее в горизонтальном направлении), называемую (верхней) главной; морские суда — несколько палуб: нижнюю, среднюю, верхнюю (главную) палубы (характерны для морских пассажирских судов). На крупных озерных пассажирских судах (по типу морских судов) в корпусе, помимо главной, есть еще одна промежуточная палуба, образующая межпалубное пространство.

Палубу внутри корпуса, идущую не по всей длине или ширине судна, а лишь между двумя или несколькими поперечными переборками (перекрытия из листов и подкрепляющих ребер) называют платформой.

Кроме палуб и платформ на многих пассажирских и грузовых судах устраивают на небольшом расстоянии (800—1000 мм) от днищевой обшивки второе дно, которое занимает часть длины или всю длину корпуса; при этом между днищем и вторым дном образуется междудонное пространство.

Для обеспечения непотопляемости корпус каждого судна внутри разделяют поперечными и продольными (в некоторых случаях) водонепроницаемыми переборками на ряд помещений, называемых отсеками.

В зависимости от расположения по длине судна отсеки имеют специальные названия: крайний носовой отсек — форпик и крайний кормовой отсек — ахтерпик.

Отсеки, предназначенные для размещения главных силовых или котельных установок, называют машинно-котельным, или моторным, отделением. На многих судах между машинным и котельным отделениями устанавливают поперечные переборки с задраивающимися водонепроницаемыми дверями; на теплоходах такими переборками отделяют моторный отсек от отсека с электростанцией судна.

Водонепроницаемые отсеки в корпусе судна, используемые для размещения груза, жилых помещений для экипажа и пассажиров, соответственно называют грузовыми, жилыми и пассажирскими трюмами.

На самоходных судах топливо для силовой установки хранят в специальных отсеках: топливных цистернах — для жидкого топлива и угольных ямах (топливо — уголь) —для твердого топлива. Отсек (топливную цистерну) делят по ширине судна одной-двумя продольными переборками, чтобы жидкое топливо не переливалось на один борт и не увеличивало крен (наклонение) судна.

Если рядом с цистерной располагается жилое помещение или грузовой трюм, то между ними устраивают узкий (500—600 мм по длине судна) отсек, называемый коффердамом (оставляют пустым или оборудуют вытяжными вентиляционными трубами, которые выводят на открытую палубу). Переборки, отделяющие коффердам, должны быть водо- и газонепроницаемыми. При хранении топлива в вставных цистернах, расположенных в машинном отделении, устройство коффердама не требуется. На нефтеналивных судах коффердам размещают в носу за форпиком и грузовыми танками— отсеки для перевозки жидких грузов.

Для доступа в отсеки судна в настиле палубы делают прямоугольные вырезы — люки, размеры которых устанавливают в зависимости от назначения отсеков.

Помещения внутри отсеков (под склады или для механизмов — насосов, вспомогательных котлов и др.) ограждают легкими водопроницаемыми переборками — выгородками. Для доступа в эти помещения в выгородках делают двери.

Надстройками (рис.3) называют надпалубные конструкции шириной, равной ширине судна, и бортовые, стенки которых являются продолжением борта корпуса. Такие настройки 4 устраивают на морских и озерных судах, а также на судах смешанного и частично внутреннего плавания.

На многих речных судах ширина надстроек может быть больше ширины корпуса, так как вдоль бортов его на протяжении всей длины или средней части установлены особые конструкции на кронштейнах — обносы, образующие дополнительную обносную палубу. Устройством обносов увеличивают полезную площадь палуб надстроек 11 и верхней палубы корпуса.

На пассажирских судах площадь палуб увеличивают за счет того, что борта корпуса делают не вертикальными, а наклонными; Строят двухкорпусные суда — катамараны. Корпуса таких судов расставлены на некотором расстоянии друг от друга и соединены главной палубой.

В зависимости от расположения по длине судна надстройки имеют специальные названия:
средняя надстройка — надпалубная конструкция, размещенная в средней части судна;
бак — надстройка носовой оконечности судна, длина которой равна 1/4—1/3 длины корпуса; при длине менее на длины корпуса и высоте менее допускаемого межпалубного расстояния носовую надстройку называют полубаком. Бак (полубак) увеличивает вместимость судна и высоту надводного борта, улучшая всхожесть судна на волну, уменьшает заливаемость палубы;
ют — надстройка кормовой оконечности судна, служащая для устройства помещений (жилых помещений для команды на грузовых судах). Надстройку с размерами, равными длине и высоте полубака, называют полуютом.

В некоторых случаях длину бака или юта увеличивают (почти до середины судна). Такие надстройки называют удлиненным баком или удлиненным ютом.

На судах внутреннего плавания (в отличие от морских) ют устраивают редко, а бак — довольно часто, особенно на новых типах судов, плавающих на водохранилищах. На таких судах бак и ют делают короткими (надстройки длиной, не превышающей 15% длины судна).

Палубу между надстройками ограждают с обеих сторон особыми невысокими стенками — фальшбортами, которые являются продолжением борта (см. рис. 2). Фальшборты защищают палубу от заливания водой и рубки — от ударов волн.

Читать еще:  Что такое дроп шот

Рубки — это надстройки 5 (см. рис. 3), наружные продольные переборки которых не доходят до борта судна, образуя бортовые проходы.

На морских и озерных судах рубки делают в несколько ярусов (этажей) в зависимости от типа судна.

На речном флоте к рубкам относят штурвальную (ходовую) рубку или радиорубку, а все остальные надпалубные сооружений называют надстройками независимо от их ширины.

Судовой силовой установкой называют совокупности машин и механизмов, установленных на судне и служащих для превращения тепловой энергии, получаемой при сжигании топлива, в механическую работу движителей и различных механизмов машинно-котельного отделения.

Судовая силовая установка состоит из главных двигателей и ряда вспомогательных механизмов: насосов, компрессоров и др.

На современных судах устанавливают преимущественно тепло-силовые установки, главными двигателями которых являются (двигатели внутреннего сгорания) дизели. Кроме главных судовых двигателей, устанавливают вспомогательные двигатели внутреннего сгорания, приводящие в действие судовую силовую электрическую станцию и некоторые вспомогательные механизмы. Большинство вспомогательных механизмов (насосы, лебедки и др.) на теплоходах приводится в действие от электродвигателей.

Паросиловые установки имеют паровой котел, в котором энергия сжигаемого топлива (жидкого или твердого) превращается в энергию пара. Энергия пара в главных паровых поршневых машинах (на вновь построенных судах почти не устанавливают) или в паровых турбинах преобразуется в механическую энергию; для всех вспомогательных механизмов рабочим телом служит пар.

На дизель-электроходах, турбоэлектроходах электродвигатели, вращающие гребные валы, получают энергию от генераторов электрического тока, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания или паровыми турбинами.

Судовыми устройствами называют совокупность специального оборудования и палубных механизмов, обеспечивающих судну необходимые эксплуатационные качества.

К основным судовым устройствам относятся: рулевое, якорное, швартовное, буксирное, грузовое и шлюпочное. Каждое из этих устройств в зависимости от типа судна имеет соответствующее применение.

Для приведения в действие и обслуживания судовых устройств суда оборудуют палубными вспомогательными механизмами (рулевыми машинами, буксирными, грузовыми и шлюпочными лебедками, различными насосами и др.).

Судовые системы представляют собой сеть трубопроводов, служащих для создания нормальных условий пребывания людей на судне и обеспечения безопасности его плавания. К судовым системам относятся: трюмные — осушительная, водоотливная, балластная; противопожарные — водяная, пенная углекислотная; санитарная (или система водоснабжения); сточно-фановая; отопления и вентиляции; кондиционирования и др.

Каждая система обслуживается насосами, аппаратами и приборами, предназначенными для выполнения определенных функций, связанных с перемещением жидкостей и газов по трубам.

Кроме вышеперечисленных, для обслуживания механизмов машинного отделения на всех судах имеются следующие судовые системы: топливные — для питания двигателей; воздушные, подающие сжатый воздух для работы механизмов; охлаждения двигателей и подачи смазки к трущимся частям и др.

Электрооборудование обеспечивает освещение судна и работу судовых вспомогательных механизмов и устройств, питающихся от судовых электростанций.

Навигационное оборудование судна применяется для целей судовождения. Современные самоходные суда оборудуют: компасами — для определения курса судна; лагами — для измерения скорости хода; эхолотами — для определения глубин судового хода, радиолокаторами, позволяющими обнаружить встречные суда, препятствия и предметы на пути следования судна в тумане; устройством для автоматизации процессов судовождения по заданному курсу — авторулевым.

Радиооборудование судна, предназначенное для внешней и внутренней связи, состоит из радиостанций (приемных и передающих)— для внешней связи судна; ультракоротковолновых радиотелефонов — для переговоров между судами; судовых телефонных станций — для внутренней связи.

Судовые помещения разделяют на следующие группы: жилые для команды и пассажиров, общественные, санитарно-хозяйственные, служебные и специального назначения.

Жилые помещения — это каюты и помещения для команды и пассажиров.

Общественные помещения: столовые, красные уголки, рестораны, салоны, библиотеки, кинозалы и др.

Санитарно-хозяйственные помещения подразделяют на санитарно-гигиенические (умывальные, уборные, душевые, бани, ванные комнаты, прачечные) и хозяйственно-бытовые (кухни, помещения для хранения и разделки продуктов, кладовые, багажные каюты и др.).

Служебные помещения: судоводительские помещения, машинно-котельные и моторные отделения, кладовые: фонарные, малярные, запчастей и судовых запасов, мастерские и др.

Помещения специального назначения: грузовые и рефрижераторные трюмы, помещения для хранения твердого или жидкого топлива, цистерны и отсеки различного назначения.

Каждое из указанных помещений во время постройки судна отделывают в соответствии с проектом — обшивают древесиной, металлическими листами, пластиками или изоляционными материалами, оклеивают линкрустом, окрашивают и снабжают необходимым оборудованием и инвентарем.

Основные сведения, необходимые судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей

21.01.2019 21:54 — дата обновления страницы

Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года

Глава II. Устройство маломерных судов, их оборудование и снабжение

Устройство корпуса

Набор корпуса судна (рис. 5), являясь каркасом, делается из наиболее прочных материалов. Состоит он из продольных и поперечных связей. Основной продольной связью является киль, установленный в диаметральной плоскости судна. У деревянных судов он представляет собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т. п.), а у металлических — утолщенную полосу металла.

Рис. 5. Деревянный корпус моторной лодки: 1-обшивка; 2 — палуба; 3 — бимс; 4 — шпангоут; 5 -спинки сидений; 6 -транец; 7 — вырез для крепления подвесного мотора; 8 — бортовой стрингер; 9-привальный брус; 10 — скуловой стрингер; 11 — киль: 12 — днищевые стрингеры

В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный брус или угольник, но установленный в кормовой части, называется ахтерштевнем. У деревянных судов форштевень и ахтерштевень, как и киль, изготовляют из прочных пород дерева.

Вдоль всего киля и форштевня у деревянных судов с наружной стороны прикрепляется шурупами металлическая подкильная полоса-оковка, служащая для предохранения киля и форштевня от механических повреждений.

Кормовая часть моторных судов обычно заканчивается транцем. Он представляет собой раму из брусков дерева твердых пород, обшитую снаружи досками или фанерой. Транец надежно крепится к килю. Для судов с подвесными моторами транцы должны быть повышенной прочности, так как они воспринимают упор гребного винта и вибрацию работающего двигателя.

Поперечными связями являются шпангоуты (см. рис. 5). Они бывают гнутые, изготовленные из одного бруса, натесные, изготовленные из кривослойных сучьев или корней, и футоксовые — из нескольких кусков (футоксов). В последнем случае части шпангоутов, расположенные по днищу, называются флортимберсами, по борту — топтимберсами. К килю шпангоуты крепятся болтами с прокладками или прочными шурупами. Поперечные связи, соединяющие между собой верхние концы шпангоутов, называются бимсами. Назначение бимсов — придать жесткость шпангоутной рамке и поддерживать настил палубы. Для большей жесткости бимсы иногда подкрепляют вертикальными стойками — пиллерсами.

Металлические шпангоуты изготовляют из стальных или дюралюминиевых угольников. Эти шпангоуты иногда комбинируют с деревянными. Тогда их ставят в тех местах судна, где требуется повышенная прочность, например в месте установки двигателя.

Каждый шпангоут имеет свой порядковый номер. Счет номеров ведется от носа судна. Расстояние между соседними шпангоутами называется шпацией.

Поверх шпангоутов вдоль киля укладывают продольный брус или толстую доску, называемую кильсоном. Для его изготовления можно использовать сосну или лиственницу. Кильсон предназначен для рассредоточения нагрузки на большую часть киля и большее число шпангоутов.

Для крепления обшивки и для усиления продольной прочности корпуса внутри него устанавливают продольные бруски, называемые стрингерами. В зависимости от расположения стрингеры бывают бортовые, днищевые и скуловые. Число бортовых и днищевых стрингеров зависит от размеров моторного судна, его конструкции и материала обшивки. Наиболее ответственным является скуловой стрингер V-образных судов, на котором соединяются днищевая и бортовая обшивки. У деревянных судов этот стрингер обычно изготовляют из твердой древесины, в то время как бортовые и днищевые стрингеры можно изготовлять из сосны или лиственницы. На металлических судах стрингеры делают из угольников.

На малых моторных судах (в отличие от крупных судов) внутри корпуса устанавливают привальные брусья. Верхняя грань бруса должна быть на одном уровне с верхней гранью самого верхнего пояса обшивки. Оба привальных бруса (правого и левого бортов) выгибают по обводам корпуса судна и крепят к каждому шпангоуту и бимсу шурупами диаметром 4-8 мм или болтами. В носу привальные брусья соединяют между собой и с форштевнем угольником, называемым брештуком. Кормовые ветви привальных брусьев крепят к транцевому шпангоуту и обшивке транца металлическими или дубовыми кницами. Материалом для изготовления привальных брусьев служит сосна или лиственница.

На кромке борта (по верхним торцам шпангоутов, верхней кромке привального бруса и верхнего пояса бортовой обшивки) устанавливают горизонтальный плоский брус, называемый планширем (рис. 6). Его назначение — закрыть кромку обшивки и торцы шпангоутов. Крепят планширь к привальному брусу и шпангоутам шурупами. Материалом для изготовления планширя служат прочные породы дерева или бакелизированная фанера, на нем обычно устанавливают так называемые дельные вещи (кнехты, утки, киповые планки ит. п.). У палубных судов планширь делается иной формы и называется ватервейсом.

Рис. 6. Конструкции бортовых узлов: 1-обшивка корпуса; 2- буртик; 3 — планширь; 4 — привальный брус; 5 — шпангоут; 6-планширь-ватервейс; 7- палуба; 8 — бимс

Рис. 7. Бортовой и дцищевой узлы крепления обшивки на пазовых рейках: 1-скуловой стрингер; 2 — топтимберс; 3 — бортовая обшивка; 4 — пазовая рейка; 5 — буртик; 6 — планширь-ватервейс; 7 — палуба; в -бимс; 9 — привальный брус; 10-внутренняя обшивка; 11 — скуловая кница; 12 — елань; 13 — киль; 14 — лежни елани; 15-флортимберс; 16 — обшивка днища

С внешней стороны лодки или катера по обоим бортам устанавливают полукруглый брус, называемый буртиком (см. рис. 6). Он расположен таким образом, чтобы прикрыть собой паз между планширем и верхним поясом обшивки. Крепится буртик к обшивке на шурупах. Его назначение — защитить борт от повреждений. Материалом для изготовления буртика служит дуб. Для прочности с наружной стороны буртик обивают полосой из латуни, нержавеющей или хромированной стали.

Водонепроницаемость корпуса и продольную прочность судна обеспечивает обшивка. Материалом для обшивки служат сосновые или еловые доски, различные сорта фанеры, дюралюминий и т. д. Если на обшивку употребляют строительную фанеру, то ее предварительно надо пропитать кипящей олифой (для большей водонепроницаемости). Еловые доски по сравнению с сосновыми меньше набухают от влаги, поэтому ими обшивают днище и подводную часть борта, а сосновые доски ставят главным образом на обшивку надводного борта. Пояс обшивки, прилегающий непосредственно к килю, называется шпунтовым, а самый верхний пояс — ширстреком. Доски, идущие на эти пояса, должны быть на 2-4 мм толще других досок, используемых на обшивку.

Читать еще:  Рыбалка на донку с кормушкой

На моторных судах с деревянными корпусами применяют главным образом следующие виды крепления обшивки:

вгладь — обшивные доски плотно подгоняют друг к другу и крепят к шпангоутам заклепками или шурупами; пазы между досками конопатят. Такая обшивка применяется на крупных катерах;

внакрой — нижний край каждой верхней доски накладывают на верхний край каждой нижней доски. Крепят доски обшивки между собой и к шпангоутам заклепками с шайбами или шурупами. Такая обшивка обеспечивает большую прочность по сравнению с обшивкой вгладь, поэтому’ для нее можно использовать более тонкие доски. Недостаток такой обшивки- повышенное сопротивление воды при движении судна, ввиду чего ее применяют главным образом на тихоходных судах, а также на гребных лодках и шлюпках;

на пазовых рейках (рис. 7)- доски обшивки крепятся к пазовым рейкам на заклепках и гвоздях взагиб. Такая обшивка применяется на моторных судах наиболее часто. Она создает ровную наружную поверхность и придает прочность конструкции. Пазовые рейки крепятся к шпангоутам с помощью заклепок или шурупов. Концы реек в штевне или транце утапливаются в специально выдолбленные места и крепятся шурупами длиной не менее трех толщин обшивки;

диагонально-продольная — доски располагаются в два или три ряда под углом друг к другу. Между рядами досок для водонепроницаемости прокладывают пропитанную суриком парусину или суровое полотно. Доски внутреннего слоя располагают под углом в 45° к шпангоуту с креплением на рейки, а наружного слоя — как у обычной обшивки. Каждый слой обшивки крепят шурупами к шпангоутам и стрингерам, между собой слои соединяют заклепками. Этот вид обшивки наиболее прочный из всех видов деревянной обшивки. Он применяется на быстроходных судах с мощными двигателями, где требуется легкость и вместе с тем большая прочность корпуса.

У многих моторных судов корпус сверху покрывают плотным деревянным настилом — палубой. Конструктивно дощатая палуба состоит из мидельвейса — средней доски, укладываемой по диаметральной плоскости судна, ватервейсов — крайних широких досок, выпиливаемых по обводу палубы, и собственно палубы. К бимсам палубу крепят на гвоздях, ватер- и мидельвейсы — на шурупах. Дощатую палубу обязательно конопатят, шпаклюют водоупорной шпаклевкой и для придания большей водонепроницаемости покрывают сверху проолифленной парусиной или стеклотканью, края которой забавляют под буртик и закрепляют им. Для палубы можно применять доски любых пород древесины. Толщина их обычно берется на 15-20% меньше толщины досок бортовой обшивки.

Рис. 8. Разрез катера: 1 — перо руля; 2 — гельмпорт; 3 — румпель секторного типа; 4 — транец; 5 — отверстие газовыхлопа; 6 — настил палубы; 7 — привальный брус; 8-решетка воздухозаборника; 9 — степс; 10-кормовой флагшток; 11-клотик флагштока; 12- кормовой сигнальный огонь; 13- шахта воздухозаборника; 14 — фальшборт; 15 — платформа кокпита; 16-задрайка; 17 — леер (релинг); 18 — дверь фальшборта; 19- крышка люка; 20- поручень; 21 — комингс люка моторного отсека; 22 — крыша ходовой рубки; 23 — сиденье рулевого; 24-штурвал; 25-карлингс; 26 — бортовой сигнальный (отличительный) огонь; 27 — топовый сигнальный огонь; 28 — клотик мачты; 29 — пульт управления судном; 30- бимс; 31 — мачта; 32- подушка крепления мачты; 33- крыша кубрика (каюты); 34 — водонепроницаемая переборка; 35-швартовная утка; 36 — киповая планка;; 37 — комитгс люка; 38-горловина (лаз в переборке); 39 — бимс; 40 — таранная переборка; 41-лобовая стойка кубрика; 42 — карлингс кубрика; 43 — комингс кубрика; 44 — боковая стойка кубрика; 45 — переборка; 46 — стенка кубрика; 47 — скуловой угольник 48-водонепроницаемая переборка; 49 — бортовой стрингер; 50-фундамент двигателя; 51 — полубимс; 52-комингс кокпита; 53 — ахтерпиковая переборка; 54 -лейдвудная труба; 55 — кронштейн гребного вала: 56 — гребной винт

Внутри корпуса на днище поверх шпангоутов укладывают плотные съемные щиты из досок, называемые еланью, или решетчатые щиты, называемые рыбинами. Назначение елани и рыбин — рассредоточить нагрузку и предохранить изнутри корпус судна от механических повреждений.

Корпус моторного судна обычно разделяют специальными водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек называется форпиком, средний — рабочим отсеком и кормовой — ахтерпиком.

На рис. 8 показан разрез катера для пояснения основных наименований его корпуса и надстроек.

Классификация и устройство маломерных судов

Классификация маломерных судов

Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность

  1. По назначению:
    • транспортные суда (для перевозки грузов и пассажиров);
    • спортивные (для спортивных целей и тренировок);
    • специальные (для проведения специальных работ на воде).
  2. По режиму движения:
    • водоизмещающие (суда, которые поддерживаются на плаву за счет «архимедовой силы»);
    • глиссирующие (суда, у которых при движении, благодаря особой формы днища, возникает гидродинамическая сила, вызывающее значительное всплытие судна и скольжение его по поверхности воды);
    • на подводных крыльях (суда, у которых при движении за счет аэродинамической подъемной силы подводных крыльев, корпус судна выходит из воды);
    • на воздушной подушке (суда, у которых корпус поддерживается над поверхностью за счет нагнетания воздуха под основание камеры днища).
  3. По роду движителя:
    • весельные;
    • парусные;
    • колесные;
    • винтовые;
    • водометные;
    • реактивные.
  4. По материалу корпуса:
    • деревянные;
    • металлические;
    • стеклопластиковые;
    • резинотканевые;
    • композитные;
    • железобетонные;
    • из других материалов.
  5. По конструкции набора корпуса:
    • с продольным набором;
    • с поперечным набором;
    • со смешанным набором;
    • безнаборные.
  6. По роду двигателя:
    • со стационарным двигателем;
    • с подвесным двигателем.
  7. По обводам корпуса:
    • плоскодонные;
    • круглоскулые (круглошпангоутные);
    • остроскулые (шарпи);
    • реданные;
    • безреданные;
    • смешанные.
  8. По количеству корпусов:
    • однокорпусные;
    • многокорпусные (катамараны, тримараны, многоточечные, лыжи, сани и др.).

Общее устройство маломерного моторного судна

Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:

Общее устройство корпуса маломерного моторного судна

Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:

Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.

Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.

В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.

По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).

Суда на подводных крыльях

Суда на подводных крыльях еще можно встретить почти на каждой реке, водохранилище и на море. Это — пассажирские теплоходы, служебно-разъездные катера, моторные лодки, конструкции которых разрабатывают сами судоводители.

Быстроходность судов на подводных крыльях достигается главным образом благодаря уменьшению сопротивления воды движению корпуса судна. У таких судов корпус при движении не касается водной поверхности. Происходит это в результате действия подъемной силы крыльев, укрепленных под корпусом, которая во время хода поднимает судно над водой и удерживает его в таком состоянии до тех пор, пока судно движется с достаточной скоростью. Поскольку при этом в воде находятся лишь крылья, стойки, гребной вал и винт, а их суммарная площадь значительно меньше площади корпуса, то и сопротивление воды движению судна будет значительно меньшем.

Принцип действия подводного крыла можно рассмотреть на схеме. При движении в воде любого тела на него действует сила сопротивления воды R, направленная в сторону, противоположную движению.

Поскольку профиль крыла имеет несимметричную форму и к тому же при движении судна крыло расположено по отношению к потоку под некоторым углом α, называемым углом атаки, то полная сила R, действующая на крыло, отклонится от направления движения и будет направлена по отношению к нему под углом. Эту силу можно разложить на две составляющие: перпендикулярную направлению движения Y и параллельную направлению движения X. Составляющая Y называется подъемной силой, так как она стремится поднять крыло. Составляющая X называется лобовым сопротивлением, ибо она противодействует поступательному движению крыла. Возникновение подъемной силы связано с образованием около крыла циркуляционного потока, который, накладываясь на основной поток, ускоряет движение воды над крылом и замедляет под крылом. В связи с этим, согласно закону Бернулли, над крылом, где скорость потока увеличена, давление понижается, а под крылом, где скорость потока уменьшена, возрастает.

Чем больше скорость набегающего потока, тем больше будут подъемная сила и лобовое сопротивление. Эти силы зависят также от формы профиля крыла и от угла атаки.

С увеличением угла атаки α подъемная сила сначала возрастает и при некотором значении, называемом критическим углом атаки αкр, достигает максимального значения. При дальнейшем увеличении α подъемная сила уменьшается, что связано с отрывом потока от верхней поверхности крыла. Сила лобового сопротивления с увеличением угла атаки непрерывно растет.

При малом угле атаки подводного крыла судно не сможет выйти на крылья из-за недостаточного значения подъемной силы, а при завышенном угле атаки — из-за большого лобового сопротивления.

Совершенство крыла принято оценивать величиной, называемой качеством крыла и представляющей отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению.

Обычно целесообразные скорости судов водоизмещением 0,5–2 т, оборудованных подводными крыльями, находятся в пределах 40–70 км/ч. При скорости судна ниже 40 км/ч крыльевое устройство получается очень громоздким и тяжелым; при скоростях свыше 70 км/ч на крыльях возникает явление кавитации, движение становится неустойчивым.

В крыльевом режиме масса судна воспринимается подъемной силой носового и кормового крыльев, причем нагрузка чаще всего распределяется между ними поровну. Для исключения отрицательного влияния носового крыла на кормовое расстояние между ними должно быть не менее 12–15 хорд крыла.

Читать еще:  Рыбалка на зимнюю блесну

На малых судах применяют различные системы подводных крыльев, наиболее распространенные из которых показаны на рисунке ниже. Преимущественное распространение из них для речных судов получили малопогруженные подводные крылья. Глубина погружения носового крыла такой конструкции составляет 15–20% его хорды, кормового — 20–25%, высота подъема корпуса небольших катеров над водой — 0,1–0,5 м при ходовом дифференте на корму в 1,5–2,5°.

Недостатком в первых двух случаях является увеличение габаритной осадки судна в режиме плавания; в третьем — возрастание сопротивления из-за «замыкания» дополнительных плоскостей на ходу, к тому же эта схема не устраняет «проваливания» крыла при сходе с волны.

ОСНОВНЫЕ НАЗВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА СУДНА

Приведём основные термины, связанные с конструкцией корпуса судна, которые должен знать инженер-кораблестроитель.

Ø Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна (рис. 1.1).

Ø Ахтерштевень – открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал.

Ø Бак — носовая надстройка. Высокий бак защищает носовую палубу от заливаемости при ходе на волнении, улучшает всхожесть судна на волну.

Ø Балка набора корпуса судна — жесткий элемент набора корпуса судна, предназначенный для восприятия продольных и поперечных нагрузок.

Ø Бимс — поперечная балка палубы (рис. 1.2, 1.3). На бимсах лежит
настил.

Ø Бортовой стрингер — продольная рамная балка борта (рис. 1.4).

Ø Бракета — листовая деталь прямоугольной или более сложной формы, предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу (рис. 1.3).

Ø Бракетный флор – флор двойного дна с поперечной системой набора, состоящий из бракет, соединённых поперечными рёбрами жёсткости. Это разновидность так называемого открытого флора – более лёгкого по сравнению со сплошным флором. Бракетные флоры ставятся между сплошными. Они обеспечивают меньшую массу перекрытия, большую технологичность и ремонтопригодность.

Ø Брештук — треугольный или трапециевидный горизонтальный лист, соединяющий форштевень или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна.

Ø Бульб – каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, снижающее волновое сопротивления при движении на тихой воде.

Ø Вертикальный киль — рамная балка днища, проходящая в диаметральной плоскости (ДП) (рис. 1.4).

Ø Верхняя палуба судна — непрерывная по всей длине самая верхняя палуба корпуса судна.

Ø Выкружка наружной обшивки корпуса судна — изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе выхода гребного вала.

Ø Горизонтальный киль – средний утолщённый пояс обшивки днища судна.

Ø Днищевой стрингер — продольная рамная балка днища (рис. 1.4).

Ø Заделка корпуса судна — листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна.

Ø Карлингс — продольная рамная балка палубы (рис. 1.2, 1.3).

Ø Квартердек — возвышающаяся уступом на неполномерную высоту междупалубного расстояния кормовая часть верхней палубы судна.

Ø Кильсон судна — днищевой стрингер, — обычно термин «кильсон» используется для корпусов судов внутреннего плавания или судов с одинарным днищем — в этом случае кильсон представляет собой сварной тавр.

Ø Кница — треугольная деталь, подкрепляющая концы балок.

Ø Козырек судна — конструкция, являющаяся продолжением наружной обшивки судна над уровнем открытой верхней палубы или палубы бака в носовой оконечности для уменьшения заливания палубы водой.

Ø Комингс — ограждение люка или полоса, окаймляющая вырез
(рис. 1.5).

Ø Кормовой подзор судна — наклонная часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень.

Ø Крайний междудонный лист — наклонный лист настила второго дна, примыкающий к скуловому листу (рис. 1.6).

Ø Кринолин – выступающий участок палубы в корме судна; конструкция за линией наружной обшивки корпуса судна для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей.

Ø Кронштейн гребного вала судна — конструкция снаружи судна для создания опоры гребным валам, состоящая из ступицы, через которую проходит вал, и одной или двух лап, крепящихся к корпусу судна.

Ø Кронштейн руля судна — конструкция в корме судна, предназначенная для опоры руля.

Ø Лацпорт — закрывающиеся ворота в корпусе судна — для погрузки-выгрузки накатных грузов и колёсной техники.

Ø Ледовая наделка судна — отливка или конструкция из листов с набором, устанавливаемая за рулем судна для защиты его от льда.

Ø Ледовый пояс — утолщенный пояс обшивки борта в районе ватерлинии.

Ø Леерное ограждение — лёгкое ограждение палубы у борта.

Ø Набор корпуса судна — каркас из продольных или поперечных металлических балок и ребер, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой к настилам обеспечивает им необходимую жесткость и прочность.

Ø Накладной лист судна — лист, подкрепляющий другой лист, образующий какую-либо корпусную конструкцию судна и устанавливаемый на него всей своей плоскостью.

Ø Настил корпуса судна – соединённые вместе листы, вместе с горизонтальными балками формирующие палубы, платформы и второе дно.

Ø Обшивка судна — оболочка из металлических листов, вместе с набором формирующая днище, борта корпуса и внутренние переборки.

Ø Паз — соединение листов обшивки по продольным кромкам (рис. 1.7).

Ø Палуба переборок судна — самая верхняя палуба судна, до которой доведены поперечные непроницаемые переборки, делящие корпус судна на отсеки.

Ø Палубный стрингер — крайний пояс настила верхней палубы у борта.

Ø Пандус судна — пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта.

Ø Переборка — вертикальное внутреннее перекрытие корпуса судна.

Ø Перекрытие судна — участок обшивки или настила корпуса судна, подкрепленный набором корпуса и ограниченный опорным контуром, на который опирается набор.

Ø Пиллерс — колонна, стойка, поддерживающая палубу.

Ø Пилон судна — обтекаемая пространственная конструкция, являющаяся опорой для двигателей, редукторов, винтов и других механизмов судов на воздушной подушке.

Ø Планширь — полоса, идущая по верху фальшборта.

Ø Пластина — часть обшивки, ограниченная с четырех сторон балками набора.

Ø Платформа судна — палуба судна, расположенная ниже верхней палубы и простирающаяся лишь на часть длины судна.

Ø Подпалубная цистерна — цистерна под палубой навалочного судна.

Ø Полубимс — бимс, проходящий не по всей ширине судна, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.

Ø Потеряй — район обшивки, где два пояса переходят в один (рис. 1.7).

Ø Пояс наружной обшивки судна — ряд листов наружной обшивки судна в продольном направлении, имеющих общие пазы.

Ø Привальный брус судна — конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке.

Ø Разносящий стрингер судна — стрингер судна уменьшенной высоты и небольшой протяженности, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна.

Ø Распорка корпуса судна — балка набора корпуса судна составного или катаного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких-либо частей корпуса судна.

Ø Ребро жесткости корпуса судна — ребро в виде профильного элемента, подкрепляющее лист обшивки, настила или балку набора корпуса судна составного профиля и обеспечивающее местную жесткость.

Ø Скуловая цистерна — цистерна навалочного судна в районе скулы, обычно треугольной формы.

Ø Скуловой пояс — пояс, соединяющий обшивки днища и борта.

Ø Слип судна — конструкция в кормовой оконечности судна, образованная наклонным участком палубы и ограничивающими вертикальными продольными переборками, для подъема из воды на палубу судна орудий для лова рыбы и небольших судов.

Ø Спонсон — выступающий за линию борта участок верхней палубы судна с подкрепляющими его конструкциями.

Ø Стационарная направляющая насадка судна — кольцеобразная наделка на корпусе судна, в которой помещается гребной винт.

Ø Стойка — вертикальная балка переборки (рис. 1.2).

Ø Стрингер судна — усиленная продольная балка набора корпуса судна бортового или днищевого перекрытия.

Ø Стык — соединение листов обшивки по поперечным кромкам (рис. 1.7).

Ø Съемный лист судна — лист с подкрепляющим набором или без него, который закрывает вырез в корпусе судна и крепится к нему при помощи разъемного соединения.

Ø Съемный настил судна — настил из съемных сплошных плоских, рифленых или перфорированных листов, устанавливаемых поверх обрешетника корпуса судна, подкрепляемых при необходимости набором.

Ø Твиндек — пространство между палубами.

Ø Тоннельный киль — конструкция в ДП судна в виде тоннеля в двойном дне, ограниченного по сторонам днищевыми стрингерами.

Ø Транец — плоский срез кормы судна.

Ø Трюм — грузовое пространство между нижней палубой и днищем.

Ø Фальшборт — жёсткое ограждение палубы у борта (рис. 1.5).

Ø Флор — поперечная рамная связь днища (рис. 1.8, 1.4, 1.3).

Ø Форпик — крайний носовой отсек судна (рис. 1.1).

Ø Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Ø Холостая балка – балка основного набора у судов внутреннего плавания.

Ø Цепная труба судна — непроницаемая труба в корпусе судна, соединяющая палубу судна с цепным ящиком, через которую проходит якор-ный канат.

Ø Шельф — рамная горизонтальная балка переборки.

Ø Ширстрек — верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки борта с целью
увеличения общей прочности корпуса судна.

Ø Шпангоут — поперечная балка борта (рис. 1.3, 1.4).

Ø Шпангоутная рама судна — рама, расположенная по периметру в поперечном сечении корпуса судна и состоящая из последовательно соединенных друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов,
бимсов.

Ø Шпунтовый пояс — пояс обшивки, примыкающий к брусковому
килю.

Ø Ют – кормовая надстройка.

Ø Якорная труба судна — непроницаемая труба в корпусе судна,
соединяющая палубу судна с бортовым перекрытием, через которую пропускается якорный канат и в которую втягивается веретено якоря.

Рис. 1.1. Деление корпуса судна на отсеки

Рис. 1.2. Поперечный разрез по нижним палубам и борту

Источники:

http://boatmarine.ru/articles/1385/
http://www.stroitelstvo-new.ru/sudostroenie/rk/ustroystvo-sudov.shtml
http://www.matrixplus.ru/katerposobie-006.htm
http://www.ouvtk.ru/done/sailing/UstroystvoMalomernihSudov.php
http://studopedia.ru/4_117389_osnovnie-nazvaniya-elementov-korpusa-sudna.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector